ПРАЙМ
30 августа 2005, 20:18
Кому выгоден запрет на полеты Ил-96-300, и чем может обернуться затягивание ситуации
Неполадки в тормозной системе Ил-96-300 будут устранены до 10 сентября, сообщил руководитель Роспрома Б. Алешин. Вместе с тем он не назвал дату снятия запрета на эксплуатацию этих ВС
Ранее в СМИ появилась информация о том, что на вышеозначенном совещании могло быть принято решение, разрешающее полеты самолетов Ил-96-300. Как сообщал прессе накануне вчерашнего совещания председатель профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, самолеты будут вводиться в эксплуатацию по фактическому техническому состоянию. Эта фраза расшифровывается следующим образом - если у самолета нет технических проблем, то он будет допускаться к технической эксплуатации, если проблемы существуют, то их необходимо устранить, и после этого "допуск в небо" гарантирован.
ПРАЙМ-ТАСС уже писал о предыстории этой конфликтной ситуации. 22 августа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта официально предложила российскими авиакомпаниями приостановить эксплуатацию Ил-96-300 в связи с выявлением фактов конструктивно-производственных недостатков самолетов данной модификации. Речь идет о дефектах агрегатов УГ-151-7, применяемых в системе торможения колес Ил-96-300. Как отмечалось в документе, неполадки привели к "ряду инцидентов, влияющих на безопасность полетов". В начале августа во время визита Владимира Путина в Финляндию, самолет Ил-96-300ПУ, в котором находился президент, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку. Это, безусловно, чрезвычайное происшествие заставило службы безопасности произвести детальное расследование причин случившегося. В результате данного расследования было принято беспрецедентное для России решение - впервые за всю историю отечественной гражданской авиации наложен запрет на полеты того типа самолета, на котором летает первое лицо государства.
Тогда же генеральный директор создателя самолета - Воронежского авиационно-строительного объединения (ВАСО) Вячеслав Саликов заявил, что недоработки в системе торможения самолетов устранимы. Он подчеркнул, что самолеты Ил-96-300 "летали, летают и будут летать", и все "подкопы" под него - не более чем "плохая политика". Уже тогда в неисправности тормозной системы обвинили Балашихинский литейно-механический завод, выпускающий соответствующие компоненты. Завод, якобы, допустил грубый производственный брак, утверждали отечественные авиакомпании, эксплуатирующие лайнер. М.Бойчук подтвердил сегодня это предположение. По его словам, Ил-96-300 - это надежный самолет, который полностью сертифицирован, но проблемы с агрегатом УГ-151-7 возникли из-за утраты качества на производстве.
Все это привело к тому, что российским авиакомпаниям предложили отменить рейсы данного лайнера. Первым это сделал "Аэрофлот", перекроивший расписание нескольких популярных рейсов, следом за ним последовали другие компании-владельцы "опального" самолета. Правда, парк Ил-96-300 в большинстве частных компаний был довольно небольшим. Как известно, всего на "вооружении" российских авиакомпаний находится 13 таких самолетов. Шесть из них приходятся на "Аэрофлот, составляя при этом 40 проц парка дальнемагистральных воздушных судов компании. Число самолетов в остальных четырех компаниях, таким образом, несущественно - ГТК "Россия" эксплуатирует два президентских лайнера, "Домодедовские авиалинии" используют три самолета, и "Красноярские авиалинии" - два.
В процессе детального обследования лайнера чиновники составили список из 28 его недостатков. Все они (недостатки) делятся на два блока - критические и первоочередные. Попавшие в первую категорию дефекты должны быть устранены в срочном порядке, по второй группе будет составлен план мероприятий по устранению изъянов в ближайшее время. Предварительно было известно о 10 критических дефектах, до устранения которых полеты Ил-96 возобновиться не могут. Несмотря на то, что чиновники отказывались до официального обнародования списка говорить о недостатках, в СМИ просочилась предварительная информация о том, какими они могут быть. Кроме уже упомянутого агрегата УГ-151-7 из системы торможения, вторым пунктом стал гидронасос НП-123 соседнего с Балашихинским заводом предприятия "Рубин". На третьем месте - бортовая система контроля двигателя БСКД-90 (датчики сигнализации у системы автопилота). Еще есть претензии к системе кондиционирования, авионике кабины и передним опорам шасси.
Эксперты в области авиации характеризуют возникшую ситуацию как потенциально опасную, но рабочую. Безусловно, данный инцидент может стать предпосылкой к авиапроисшествию. При нормальных метеоусловиях и реакции экипажа подобные отказы не влияют на безопасность полета, но, если одного из условий не будет, они могут привести и к человеческим жертвам. В то же время, отказы - далеко не самая внештатная ситуация в авиации. Время от времени неполадки в работе систем фиксируются у всех самолетов, и обычно они не становятся достоянием прессы. Так было бы и на сей раз, если бы не ЧП с президентским лайнером в Турку. Впрочем, многие специалисты отмечают, что эта проблема серьезна не только для авиакомпаний, вынужденных отменить рейсы. В первую очередь, она наносит ощутимый удар по репутации отечественных авиастроителей. С имиджем у них и так не все обстоит благополучно, и из-за того, что в прессе появляется целый вал сообщений о неполадках с тем или иным самолетом, покупателей у нашей авиатехники больше не становится.
Кое-кто даже обвиняет в раздувании скандала отечественные авиакомпании, не заинтересованные в покупке более дорогой отечественной авиатехники. Не секрет, что многие из них предпочитают закупать б/у Boeing и Airbus, нежели тратиться на отечественные "Илы" или "Ту". Среди наиболее вероятных противников "Ильюшина" наблюдатели называют сам "Аэрофлот", объясняя это тем, что компания не хочет выполнять обязательства по контракту с участием завода-изготовителя. Согласно этому документу, отечественный авиаперевозчик должен был закупить шесть Ил-96-300 в обмен на предоставление государством льгот на ввозные пошлины для иностранных самолетов. Однако сам "Аэрофлот" отвергает эти обвинения, утверждая, что отказ от контракта не входит в их планы, поскольку компания по-прежнему нуждается в таких машинах. Кроме того, отзыв сразу нескольких самолетов в самый разгар пассажирских перевозок приносит компании большие потери. Как прокомментировал недавно заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков, в результате приостановки полетов Ил-96-300 ущерб компании составит 20 млн долл.
Как сообщает ряд СМИ, сейчас "пострадавшие" авиакомпании проводят "соответствующие юридические экспертизы" и оценивают возможности подачи исков к производителю самолетов. Чем закончится эта история - пока можно только гадать. Между тем, те самые Boeing, которые постоянно ставят в пример отечественным самолетам, в последнее время падают во всем мире. Только 24 августа из-за катастрофы Boeing 737 в Перу погибли 40 человек, и лишь по счастливой случайности удалось избежать еще больших жертв. Кстати, по статистике ГосНИИ Гражданской авиации за 2004 год, хваленый американский лайнер не так уж безупречен. За отчетный период количество отказов в работе на 1000 часов налета у Ил-96 было 270, а у того же Boeing 767 - 293. Очевидно, что на сегодняшний день Ил-96 и все его модификации - единственный серьезный конкурент произведению американского авиапрома. А, значит, занять место конкурента можно, лишь уничтожив его.
На данный момент очевидно, что решение вопроса затягивается. В то же время запрет на полеты Ил-96-300 пока никто снимать не собирается, и, возможно, 10 сентября - далеко не окончательная дата решения вопроса. Не исключено, что вышеназванные недостатки не так легко устранимы, как бы того хотелось заинтересованным сторонам, и запрет на полеты лайнера будет продлен на неопределенное время. Тем временем авиакомпании, не желая терпеть убытки, начнут привлекать к рейсам более старые, изношенные модели самолетов, что, в свою очередь, чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Такие самолеты могут стать вполне закономерной мишенью тех, кто заинтересован, чтобы отечественный авиапром утратил последние позиции и окончательно сошел со сцены. Особо стараться здесь не придется - изношенность большинства самолетов на внутренних и международных рейсах уже давно стала притчей во языцех. Правда, их замена на подержанные Boeing вряд ли добавит уверенности и безопасности пассажирам. А вот денег в карман лоббистов западных самолетов на российском рынке - добавит точно....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В Ереван с Armenian Airlines