Российская газета
14 сентября 2005, 18:38
И все-таки он полетит
13 сентября лайнер Ил-62 президента России приземлился в Нью-Йорке. А что же будет с прикованным к земле Ил-96, который в последние годы был флагманом президентского флота?
Это был первый вопрос, с которого началась вчера встреча журналистов "РГ" с управляющим делами президента РФ Владимиром Кожиным. Сегодня мы публикуем лишь небольшой фрагмент этой интереснейшей беседы, полный текст которой читатели найдут в одном из ближайших номеров нашей газеты.
- Владимир Игоревич, первый вопрос может показаться вам неожиданным, и все-таки: нас и наших читателей интересует, что с самолетом президента, со знаменитым Ил-96? Продолжит ли он полеты? Или это будет другая машина? Что вообще случилось с этой гордостью отечественного авиастроения?
- Разумеется, президентский Ил-96 будет летать. Но чтобы понять, что с ним случилось, вернемся немного в историю.
Ил-96 - это самая современная последняя модель разработки соответствующего КБ, выпущенная Воронежским авиазаводом. Самолет был создан на базе Ил-86. Хотя отдельные детали были разработаны специально для нового Ила, многие элементы конструкции базового самолета - может быть, 90 процентов из модели Ил-86 - перешли в самолет следующего поколения.
Хорошо это или плохо - бог его знает. Однако, наверное, все-таки хорошо, что специально для Ил-96 разрабатывались только мелкие, далеко не самые важные узлы.
Потому что происходило это, к сожалению, в период начала развала страны, развала экономики бывшего СССР. В том числе развала авиационной промышленности. Единство системы управления, единство производственных комплексов тогда рассыпались как карточные домики.
Например, существовало маленькое КБ, специализирующееся на разработке одной или нескольких деталей. А рядом стоял завод, который эти детали выпускал. И у них была не только единая территория, но и единые системы управления и производства. А сегодня все на той же территории, разделенной забором, существуют в результате многолетних транформаций уже два собственника, два независимых предприятия, два акционерных общества. И они подчас абсолютно друг в друге не заинтересованы.
А ведь эти предприятия и поставляют детали для сверхсовременных наших лайнеров. Качество этих деталей в результате распада нормальных производственных и технологических цепочек снижается. В узлах любого самолета отказ самой простой и маленькой детали приводит к сбою всей системы. Вот это и произошло с президентским Ил-96.
Причем должен сразу сказать, что инцидент с этим самолетом в Финляндии, который получил широкую огласку, стал лишь последней каплей в чаше нашего терпения. Хотя по известным причинам мы стараемся не афишировать подобные проблемы, должен заметить, что это был не первый случай технической неисправности такого рода. И даже не второй, и не третий.
Я с удивлением недавно прочитал в одной известной газете большую статью на эту тему. Смысл статьи сводился к тому, что решение об остановке полетов всех Ил-96 льет воду на мельницу тех, кто хочет развала отечественного авиапрома. Тех, кто якобы лоббирует приобретение для нашего гражданского флота иностранных машин. Это все - чушь и непонимание действительных причин происходящего.
- Но инициатива моратория на полеты исходила от Управления делами президента?
- Да, инициаторами остановки полетов Ил-96 были мы. Естественно, наши предложения были в законном порядке подтверждены решениями Ространснадзора и Международного авиационного комитета.
Из чего мы исходили? Из двух простых вещей. Первое: глава такого государства должен летать на абсолютно безопасной машине. И второе: на безопасной машине должен летать не только глава государства, но и все люди, которые пользуются этими самолетами. Поэтому мы и настаивали на принятом решении. И оно привело к определенным результатам. У нас ведь на Руси так водится: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот гром грянул, и должен вам сказать, что все, от кого зависит надежность этих лайнеров, сразу зашевелились. Это и промышленность, и те, кто за нее отвечает, и соответствующие НИИ, КБ и так далее.
Сейчас лед тронулся. Принята целая программа по исправлению ситуации с Ил-96. И речь идет не просто об очередной замене неудачной детали - брак ведь был заложен в саму ее конструкцию. Слава богу, мы сегодня в совершенно другой ситуации, чем 15 лет назад. И ситуация с Воронежским заводом достаточно позитивная и перспективная. Злосчастную деталь выпускал один из сотен поставщиков этого предприятия. В Воронеже сейчас не только ищут себе новых смежников, но и серьезно работают с конструкторами по модернизации спорного узла и самой подводившей нас детали.
Когда конкретно президентский самолет и все остальные машины этой марки поднимутся в воздух, я сейчас сказать не могу. Хотя нам эти даты называют, и даты эти близкие. Но повторяю: пока мы не будем на сто процентов уверены, что этот системный брак устранен, мы своего согласия на полеты не дадим....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила три чартерных рейса с высокотехнологичным медицинским оборудованием
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов