О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия потеряла истребитель в НАТО

Громкий скандал разгорелся после падения на территорию Литвы российского истребителя Су-27, летевшего из Ленинградской области в Калининградскую

Громкий скандал разгорелся вчера после падения на территорию Литвы российского истребителя Су-27, летевшего из Ленинградской области в Калининградскую. МИД Литвы вручил российским дипломатам ноту протеста в связи с нарушением воздушного пространства. Пилот истребителя, которому удалось катапультироваться, был задержан и стал фигурантом досудебного расследования. В Минобороны РФ утверждают, что истребитель нарушил границу из-за отказа навигационного оборудования. По этой же причине произошла и катастрофа.

Катастрофа в поле

Су-27 упал в 16.05 по московскому времени на поле у деревни Йотишкяй Шакяйского района Литвы. А вскоре жители городка Велюона, что в 55 км севернее Каунаса, увидели в небе парашютиста. Это был майор Валерий Троянов, управлявший истребителем. Местные жители тут же вызвали полицию. А сам пилот, едва приземлившись, стал связываться с командованием своего полка по мобильному телефону. Доложив о случившемся, он спросил, что делать дальше. Пока командование решало, к полю подъехали полицейские машины. Стражи порядка доставили майора Троянова в полицейский комиссариат городка Юрбаркас, где его допросили сотрудники полиции и литовских спецслужб. По информации Ъ, представителей посольства России в Литве вчера днем к летчику не допускали.

Командующий ВВС Литвы полковник Йонас Марцинкус заявил вчера, что сразу после допроса пилот был доставлен из Юрбаркаса в Каунас, где прошел медосмотр у военных медиков. Одновременно литовская прокуратура начала досудебное расследование инцидента с разбившимся истребителем Су-27. Как заявил вчера министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас, разбившийся российский Су-27 незаконно вторгся в воздушное пространство республики: разрешения на пролет над литовской территорией у него не было. Господин Киркилас заявил, что служба контроля воздушного пространства вела наблюдение за самолетом в течение шести минут. И в связи с нарушением воздушного пространства в воздух по тревоге были подняты дислоцированные на авиабазе литовских ВВС в Зокняе германские истребители Fanthom F4.

МИД Литвы вручил посольству России ноту протеста. Одновременно было начато расследование, которое должно установить, при каких обстоятельствах истребитель оказался в охраняемом германской эскадрильей НАТО воздушном пространстве Литвы. Российские пилоты нарушали воздушное пространство республики и раньше, например, летом прошлого года Литва объявила о незаконном полете вертолета, однако доказать это не смогла - нарушитель находился над республикой всего пару минут. Теперь же в распоряжении властей Литвы оказались и пилот-нарушитель, и обломки его самолета. А это дает им лишний повод для того, чтобы заявить о недружественных намерениях России. По версии российской стороны, к нарушению привел отказ техники.

Потеря ориентации

Версия российской стороны такова. Вчера днем с аэродрома Лодейное Поле на Чкаловский аэродром близ Калининграда вылетели три самолета Су-27 177-го истребительного полка. Там летчики должны были отработать взаимодействие истребительной авиации 6-й армии ВВС и ПВО (ее части дислоцируются на территории Ленинградского военного округа) с частями ВВС и ПВО Балтийского флота, расположенными в Калининградской области. Полет должен был проходить над Балтийским морем. Однако, как сообщило вчера управление информации и общественных связей Минобороны РФ, от пилота Троянова, истребитель которого следовал в этой тройке последним, на значительном отдалении от других машин (с десятиминутным интервалом), поступило сообщение о потере ориентации. Предположительно, отказало навигационное оборудование самолета. Таким образом Су-27 и оказался в воздушном пространстве Литвы. Источники Ъ в Минобороны подчеркнули, что если бы самолеты летели в группе, то потеря ориентации одним из них в дневное время не сказалась бы на выполнении перелета: летчику неисправного Су-27 было бы необходимо лишь выдерживать дистанцию в полете, а верный курс держал бы летчик ведущей машины. Однако в момент возникновения неисправности на самолете майора Троянова ни один из двух Су-27 не мог ему помочь: обе машины уже долетели до Калининградской области.

Доложив на землю о неисправностях, майор Троянов стал выписывать на своем Су-27 в небе круги, вырабатывая топливо перед катапультированием, а затем покинул истребитель.

Как стало известно Ъ, сообщение о ЧП в Литве застало министра обороны России Сергея Иванова по пути в Главный штаб ВМФ, где ему предстояло провести церемонию представления офицерам штаба нового главнокомандующего адмирала Владимира Масорина. Кстати, сейчас на Северном флоте работает комиссия во главе с начальником службы безопасности полетов авиации Минобороны генерал-майором Сергеем Байнетовым, которая разбирается в причинах аварии истребителя Су-33 на авианосце "Адмирал Кузнецов". Поэтому господин Иванов поручил командующему 6-й армией ВВС и ПВО генерал-майору Владимиру Свиридову связаться с литовской стороной и вылететь на место аварии Су-27. Однако, по сведениям Ъ, прибыть вчера в Литву генералу Свиридову из-за отсутствия у него литовской визы не удалось: он долетел только до Калининграда. Впрочем, вчера вечером источники Ъ в Минобороны РФ сообщили, что после встречи российских дипломатов с представителями МИД Литвы удалось договориться об освобождении майора Троянова. В МИД Литвы говорят, что майора лишь освободят из-под стражи, поскольку он не обвиняемый, а свидетель по уголовному делу.

Воздушно-дипломатические инциденты в Балтии

16 апреля 1992 года
, по данным эстонских властей, несколько групп российских военных самолетов неоднократно пересекали эстонско-российскую границу, пролетая в направлении Нарвы вдоль морского побережья. МИД Эстонии направил ноту протеста МИД России.

В ноябре 1992 года МИД Латвии направил России ноту, в которой утверждалось, что российские ВВС систематически нарушают воздушное пространство Латвии. Так, с 1 октября по 2 ноября, по латвийским данным, военные самолеты России делали это 88 раз. Реакции не последовало.

27 июля 1994 года российский военно-транспортный самолет Ил-76, не имея разрешения и не обращая внимания на запрет регионального центра управления воздушным движением, вторгся в воздушное пространство Литвы. МИД Литвы направил РФ ноту протеста. В ВВС России объяснили инцидент "несогласованностью действий наземных служб и несвоевременностью подачи заявки".

В середине июня 1999 года в ходе учений в Калининградской области группа российских боевых вертолетов Ми-24 случайно вторглась на территорию Польши. Польский МИД и министерство обороны выступили с резкими заявлениями по этому поводу, российская сторона принесла свои извинения Польше.

19 ноября 2004 года российский Ан-72 в районе острова Вайндлоо в Финском заливе незаконно вошел в воздушное пространство Эстонии в 13.20 и покинул его в 13.21. В тот же день в 18.14 другой российский военный самолет Ан-26 опять на одну минуту вошел в воздушное пространство Эстонии в том же районе. 22 ноября МИД Эстонии выразил официальный протест РФ.

23 апреля 2005 года Ан-26 ВВС России вновь на минуту нарушил воздушную границу Эстонии. По данным эстонской стороны, самолет, направлявшийся в сторону Калининграда, без разрешения углубился в воздушное пространство Эстонии более чем на одну морскую милю. Представители ВВС России отрицали все обвинения. 27 апреля представитель посольства РФ вызван в МИД Эстонии, где ему был передан официальный протест.

5 августа 2005 года самолет ВМФ России Ту-134, летевший из Санкт-Петербурга в Калининград, из-за ошибки пилота нарушил воздушное пространство Финляндии и углубился на ее территорию на 1 км. 8 августа Финляндия обратилась к России за разъяснениями. 10 августа власти РФ принесли извинения.

Как теряли ориентацию

Известны многочисленные навигационные и технические ошибки советской авиации в Афганистане, приводившие к вторжению советских самолетов и вертолетов на территорию сопредельных стран. Так, неоднократно с воздуха минировались дороги вокруг пакистанских приграничных городов.

Самым громким скандалом стало незапланированное советское вторжение в Иран. 5 апреля 1982 года командование контингента советских войск в Афганистане решило уничтожить базу моджахедов Рабати-Джали. В спецоперации "Юг" участвовали 61 вертолет Ми-8, 18 Ми-6, самолеты наведения, батальон десантников. Однако из-за ошибок навигации все вертолеты залетели в Иран. По одной из версий, именно туда отнесло ветром светящиеся авиабомбы, служившие ориентиром. В итоге вертолетный десант был высажен на иранской территории, примерно в 20 км от границы, где немедленно уничтожил асфальтовый завод, который спецназовцы приняли за базу душманов. МИД Ирана немедленно направил ноту протеста СССР, иранские истребители Phantom F-4 атаковали советские вертолеты на земле и уничтожили два Ми-8. Жертв не было.

24 марта 1983 года советский бомбардировщик Ту-22К 203-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка участвовал в учениях. Сначала штурман установил гироскопический датчик курсовой системы КС-6 "наоборот", то есть ошибка определения курса составила 180°. На авиабазе Моздок бомбардировщику поменяли направление взлета, но экипаж не выставил значение взлетного курса. В итоге самолет полетел в прямо противоположную сторону - вместо возвращения на северо-запад, на аэродром базирования Барановичи (Белоруссия), он направился на юго-восток и залетел в Иран. В полете экипаж не контролировал маршрут, принял ночной Тегеран за Курск и смог понять свою ошибку только с восходом солнца, которое неожиданно оказалось не с той стороны. К счастью, командир смог связаться с авиабазой Мары и сориентироваться по ее радиолокационному маяку.

4 июля 1989 года у советского МиГ-23 над территорией Польши отказала система навигации, после чего пилот катапультировался. После этого самолет на автопилоте пролетел почти 900 км над территорией Польши, ГДР, ФРГ и упал в Бельгии. От полученных травм скончался один бельгиец.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка