Коммерсантъ
19 сентября 2005, 18:50
Прибалтика поднимает воздушную тревогу
Инцидент с падением российского истребителя Су-27 в Литве перерос в международный скандал. Свой протест Москве по поводу этого происшествия выразили сразу три республики
Вчера вслед за Вильнюсом на инцидент с падением российского самолета отреагировали Таллин и Рига. Утром главный штаб сил обороны Эстонии заявил, что российский истребитель летел, отключив устройства, передающие на землю информацию о полете, и тем самым поставил под угрозу безопасность полетов гражданских самолетов в воздушном пространстве Эстонии.
Об инциденте срочно проинформировали и президента Латвии Вайру Вике-Фрейбергу, находящуюся в США на всемирном саммите ООН. "Сейчас госпожа Вике-Фрейберга внимательно знакомится с материалами происшествия, но пока мы не готовы его комментировать официально",- сообщила Ъ по телефону из Нью-Йорка пресс-секретарь латвийского президента Айва Розенберга. В латвийском МИДе ситуацию назвали неприятной. Как заявил Ъ пресс-секретарь МИДа Апис Лоц, происшествие с истребителем заставляет задуматься о безопасности воздушных границ. "Вы знаете, очень мало приятного состоять в НАТО и при этом жить в ожидании, когда тебе на голову свалится летательный аппарат российских ВВС. То, что случилось, вполне могло стоить кому-то жизни, и слава богу, что этого удалось избежать",- сказал пресс-секретарь.
Напомним, российский военный самолет потерпел катастрофу в минувший четверг. Инцидент случился во время перелета трех Су-27 из Ленинградской области в Калининградскую, куда истребители направлялись для участия в маневрах. Во время перелета пилот Валерий Троянов сообщил о потере ориентации. А около 16.00 машина рухнула в поле близ деревушки Йотишкяй Шакяйского района Литвы, пилот успел отвернуть ее от жилых домов и катапультироваться. Он приземлился в яблоневом саду и вскоре был задержан литовской полицией. По версии российских военных, расследующих инцидент, у Су-27 отказало навигационное оборудование, из-за чего он сбился с курса и оказался в воздушном пространстве Литвы.
Вчера специальная комиссия из представителей минобороны, МВД, МИДа и ряда других ведомств Литвы приступила к расследованию инцидента. При этом министр обороны Гедиминас Киркилас заявил, что на время расследования пилота, самолет и "черный ящик" российским властям не выдадут. "Российская сторона может прислать к нам своего представителя и экспертов, которые могут наблюдать и участвовать в следствии, но о возможности российских представителей проводить самостоятельное расследование речь не идет",- отметил господин Киркилас.
Пока на месте падения самолета продолжались следственные действия, майора Троянова доставили в Вильнюс для допроса в генпрокуратуре в качестве свидетеля. Правда, к вечеру его объявили подозреваемым. По словам замгенпрокурора Литвы Гинтараса Ясайтиса, судьба россиянина зависит от расшифровки "черных ящиков". "У российского пилота нет никакого иммунитета от уголовного преследования, и если наше воздушное пространство было нарушено не по причине технических неисправностей, он будет задержан". Сколько времени займет расшифровка "черных ящиков", неясно: у Литвы нет нужного спецоборудования, и придется привлекать иностранных специалистов. Так как следствие может затянуться, литовское МВД намерено легализовать пребывание российского пилота в стране, выдав ему временный вид на жительство. Правда, положение осложняется тем, что у летчика нет загранпаспорта. Сейчас МВД Литвы и посольство России в Вильнюсе ищут выход из положения.
По предварительным данным литовских военных экспертов, российская версия об аварии на борту самолета подтверждается. На вчерашнем брифинге главком вооруженных сил Литвы генерал-майор Валдас Туткус сообщил, что пилот российского истребителя включал сигнал SOS. А согласно данным радаров о маршруте истребителя, у самолета действительно были технические проблемы, из-за которых летчик потерял ориентацию. "Самолет пробыл в воздушном пространстве Литвы примерно 20 минут. У нас есть его точный маршрут, и мы не чувствовали, чтобы он представлял угрозу",- сказал главком. Версию главкома подтвердил и глава минобороны Гедиминас Киркилас. По его словам, наиболее вероятной причиной аварии были технические неполадки. "Упавший самолет отнюдь не новый, да и его пилот, кажется, уже сделал не одну аварию".
МИД РФ упреки оставил без внимания, заявив лишь, что Россия делает все для возвращения пилота на родину. А вот Минобороны РФ повело себя более дипломатично. Его глава Сергей Иванов извинился перед Литвой и пообещал сельхозобщине деревни Йотишкяй, на посевы которой упал самолет, возместить нанесенный ущерб. Ко вчерашнему дню в Литве уже успели подсчитать его размер - 10 тыс. литов, или €2,9 тыс.
Вчера к майору Троянову допустили представителя посольства РФ в Литве. Вчера же стало известно, что уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин направил факс литовскому омбудсмену Ромасу Валентукявичюсу. "Мне понятно, что пилот самолета Валерий Троянов должен будет остаться в Литве до тех пор, пока литовские органы власти не оценят его показаний. Я целиком признаю суверенное право Литвы исследовать инцидент и решить, на каких условиях и когда Троянову будет позволено вернуться в Россию. Однако хотелось бы выразить надежду, что вы и ваше учреждение обеспечат, чтобы человеческие и гражданские права майора не подвергались опасности, пока он будет находиться в юрисдикции органов правоохраны Литвы"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов