Время новостей
23 сентября 2005, 11:34
"Меняйте людей, меняйте картинку"
На заседании правительства министр промышленности В. Христенко был жестко раскритикован непосредственным начальником М. Фрадковым и коллегой Г. Грефом
Остроту ситуации, сложившейся в отечественном авиастроении, вчера не пытался отрицать никто из участников дискуссии. Отрицать ее стало бессмысленным после того, как 2 августа сего года проблемы авиапрома затронули лично президента России Владимира Путина, проявившись в форме отказа тормозов колес его лайнера Ил-96-300. "Президент не летает на 96-м! Это ЧП", - справедливо отметил премьер Фрадков, открывая вчерашнее заседание кабинета. Премьер был предельно жесток и откровенен, ругался и ругал, забыл о всякой дипломатии, но добился только одного. Авиапром - это проблема, и позиция правительства в отношении него - проблема. Министры, отвечающие за развитие этой отрасли, не могут договориться, авиапроизводители не способны производить стопроцентно конкурентную продукцию, а авиаперевозчики не готовы платить за новые самолеты. Премьер лишь за голову хватался, осознавая беспомощность своих подчиненных, а с ними и всего правительства.
"Мир идет семимильными шагами в направлении создания современной авиатехники. Я не могу сказать, что в России делается все, чтобы занять место на этом рынке, - сказал г-н Фрадков, открывая заседание. - Упущенные возможности, которыми располагала страна, создают угрозу экономической и физической безопасности". О семимильности, только чужой, а не отечественной, говорил и основной докладчик Виктор Христенко: "Boeing и Airbus продают по одному самолету в день, а мы в лучшем случае - по одному в месяц". Он назвал ситуацию в авиапроме внесистемной - "это когда дочки, внучки и жучки".
Выход из этого положения г-н Христенко видит в формировании Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Собственно, такой подход уже получил одобрение на самом высоком государственном уровне еще в феврале, когда тема авиапрома обсуждалась на выездном Госсовете под председательством Владимира Путина. Накануне вчерашнего заседания правительства г-н Христенко сообщил, что проекты основных документов по созданию ОАК - президентского указа и правительственного постановления - будут готовы к подписанию в ближайшие недели.
К общему удивлению, вчера премьер произнес по поводу ОАК весьма критический, буквально грефовский, монолог: "Иллюзия управления здесь государством лишена содержания. Деньги тратятся - результата нет. Пример - Воронежское авиастроительное объединение (на котором собираются Ил-96-300. - Ред.). На чудо надеяться не приходится. И корпорация не решит всех проблем. Да она и не создана".
Депутат Думы Александр Лебедев, которому г-н Фрадков неожиданно предоставил слово, раскритиковал правительство. По его словам, все происшествия с Ил-96-300 - "выдумки". А правительство "палец о палец не ударило, чтобы защитить частно-государственное партнерство" в лице частично контролируемой г-ном Лебедевым лизинговой компании "Ильюшин-финанс Ко" (ИФК). Г-н Лебедев заявил, что подконтрольные ему бизнес-структуры больше не будут участвовать в каком-либо частно-государственном партнерстве в сфере авиации. После чего предложил г-ну Фрадкову продать Ульяновский и Воронежский авиастроительные заводы в частные руки за рубль.
"После меня не будет у них никакого частного партнера, - предсказал г-н Лебедев корреспонденту "Времени новостей". - Какой дурак согласится доверить им деньги?" Депутат, впрочем, пояснил, что его слова об отказе от партнерства с государством не следует понимать как стремление уйти из авиационного бизнеса вообще. "Я больше не хочу работать с государством, а самостоятельно - хочу", - подчеркнул г-н Лебедев.
Члены правительства, по его мнению, совершенно не понимают сути взаимоотношений между федеральной казной и ИФК. Эта тема всплыла, когда участники заседания начали обсуждать, насколько правомерно ИФК управляет контрольным пакетом акций Воронежского авиазавода. "Вот я дам поручение в деталях разобраться с передачей акций Воронежского завода в доверительное управление", - пообещал г-н Фрадков. "Это ваш завод", - упрямился г-н Лебедев, имея в виду, что поскольку государство и государственный Внешэконобанк в совокупности владеют более чем половиной акций ИФК, то, значит, и акциями завода в конечном счете управляют федеральные чиновники. Но времени полностью разложить эту бизнес-схему ему не дали.
Выйдя с заседания, г-н Лебедев в сердцах назвал его "безрезультатным и контрпродуктивным" мероприятием. Депутат пообещал перенести дискуссию о будущности авиапрома в стены Государственной думы. "Их (министров. - Ред.) ждет такой серьезный сюрприз, когда они придут в Думу за утверждениями и деньгами!" - предупредил г-н Лебедев газету "Время новостей".
Между тем на заседании кабинета следующий раунд энергичного обмена идеями произошел между премьером и министром экономического развития Германом Грефом. "Мы делим шкуру неубитого медведя. А предметно авиапромом пока лишь прокуратура занимается", - не без сарказма сказал премьер. Г-н Греф ответил на это: "Отрасль болеет... или сильно заражена государством. Нам необходима одна авиакомпания, и следует на сей счет срочно выпускать указ". "Вы кого уговариваете, Герман Оскарович? Скоро уже труп будет - некого реанимировать. Это вопрос к государству", - прервал премьер.
"Надоело обсуждать. У меня последняя надежда", - и тут г-н Греф выдвинул план. Во-первых, сказал он, сразу после выхода указа о формировании ОАК свежеиспеченную корпорацию следует приватизировать. "Государство должно уйти из этого бизнеса", - заявил министр. Во-вторых, уже в октябре надо снизить ввозные пошлины на авиатехнику иностранного производства с тем, чтобы свободная конкуренция стимулировала бы уход с рынка неэффективных воздушных судов отечественного изготовления. В-третьих, под "заточенную Христенко концепцию" сделать федеральную целевую программу и утвердить ее до конца года. "Нельзя рисковать здоровьем граждан и гордиться тем, что у нас есть псевдоавиапром", - резюмировал главный экономист.
"Очень печально то, что мы только тем и занимаемся, что констатируем отсутствие возможности производить авиатехнику, - заявил г-н Фрадков. - Разговоры на эту тему надо заканчивать. Потерять авиапром мы не можем. По разным причинам".
В этом премьер оказался солидарен с авиапромышленниками, в среде которых идея Грефа о форсированной приватизации отрасли не вызвала энтузиазма. "Авиапром нуждается сейчас не в приватизации, а в адресной государственной поддержке предприятий, которые еще сохраняют способность выпускать конкурентоспособные по мировым меркам изделия, такие как региональный самолет RRJ", - заявил "Времени новостей" высокопоставленный источник в Авиационной холдинговой компании "Сухой" (эта фирма как раз и проектирует RRJ).
В итоге правительство в целом одобрило изложенную г-ном Христенко стратегию, постановив внести в нее высказанные на заседании замечания. Хотя министр промышленности и до сих пор был одним из основных проводников реформы авиапрома, премьер рекомендовал еще более усилить роль Минпрома в этом процессе и личную ответственность г-на Христенко за его результаты. При этом г-н Фрадков рекомендовал министру работать энергично и без сантиментов: "Собирайте всех ежедневно, меняйте людей, меняйте картинку". "Министр не меняет (директоров предприятий. - Ред.)", - заметил было на это г-н Христенко. "Меняйте! Мы будем это делать. Я всех предупреждал", - потребовал строгий председатель правительства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 28, 2024
Авиакомпания Red Wings сообщает о скидках и льготах для детей