Время новостей
4 октября 2005, 10:18
Комиссары не хотят платить за Сибирь
В преддверии открывающегося в Лондоне саммита Россия-ЕС руководство Евросоюза предприняло очередную попытку "открыть" российское небо для зарубежных авиакомпаний
Так называемые компенсационные выплаты за пролет по транссибирским маршрутам (известные также как "роялти" или просто "пролетные деньги") - это очень выгодный реликт советской эпохи, доставшийся в наследство России. Система в нынешнем виде сформировалась в середине 80-х годов, когда появились самолеты, способные преодолевать расстояние от Западной Европы до Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии без посадки. Наиболее удобный маршрут между этими регионами пролегал (и до сих пор пролегает) через российскую Сибирь. Советские власти разрешили европейским, азиатским и американским компаниям использование этого маршрута. В обмен эти компании должны были компенсировать монопольному советскому авиаперевозчику "Аэрофлоту" упущенную выгоду, которую он мог бы получить, если бы западные самолеты садились в Москве, а их пассажиры летели бы дальше советскими лайнерами. После распада СССР получателем этих выплат стал новый "Аэрофлот" - контролируемая государством коммерческая авиакомпания, сформированная на базе международного управления "старого" "Аэрофлота".
Одновременно западные партнеры начали активно протестовать против сохранения "пролетных выплат". Противники их сохранения ссылаются на основополагающее международное соглашение в области гражданской авиации - Чикагскую конвенцию от 1944 года. Статья 15 этого документа не позволяет странам-подписантам взимать деньги за одно лишь право транзита через свою территорию (брать плату, согласно этой статье, можно лишь за услуги - например, за навигационное сопровождение воздушных судов). Надо отметить, что на транссибирских маршрутах аэронавигационное сопровождение оплачивается отдельно от "роялти".
В свою очередь, российская сторона ссылается на то, что эти выплаты являются предметом коммерческих соглашений между авиакомпаниями, а не авиационными администрациями. Поэтому вышеуказанная статья Чикагской конвенции не имеет отношения к данным "роялти".
Прочность этой позиции несколько нарушает то обстоятельство, что, хотя "пролетные деньги" поступают на счет "Аэрофлота", большая их часть перечисляется затем "на нужды отрасли", в частности на развитие государственной системы аэронавигации России. Размер выплат в разные годы оценивался от 120 млн до 240 млн долл. По неофициальны данным, не более четверти этой суммы остается у "Аэрофлота".
В прошлом году российским властям удалось отложить решение проблемы. В мае 2004 года в рамках переговоров о вступлении России в ВТО министр экономразвития Герман Греф достиг с комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами соглашения перенести "модернизацию" системы пролетных платежей на период после 1 января 2014 года.
Однако 1 ноября того же года сменился состав Еврокомиссии. Новый еврокомиссар по торговле Петер Манделсон поставил своей целью форсировать решение транссибирской проблемы. 22 апреля этого года г-н Манделсон и комиссар ЕС по транспорту Жак Барро направили российским коллегам меморандум, в котором требовали начать поэтапную ликвидацию транссибирских "роялти" задним числом с 1 января 2005 года. При этом размер выплат, по мнению еврокомиссаров, следует уменьшать как минимум на 30% ежегодно. 31 декабря 2013 года должно было стать днем, после которого "никакие сборы, налоги или другие платежи не будут взиматься Российской Федерацией только за право транзита, входа или выхода с российской территории" (впрочем, гг. Манделсон и Барро не исключали, что этого можно добиться и раньше). Вдобавок комиссары выдвинули требование отменить ограничения на частоту полетов иностранных компаний над Сибирью.
По сведениям "Времени новостей", письмо, направленное на днях Владимиру Путину главой Еврокомиссии Жозе Баррозу, повторяет требования и доводы весеннего "меморандума Манделсона-Барро".
На активность еврокомиссаров в этом вопросе влияют несколько неочевидных обстоятельств, относящихся к "внутренней кухне" европейской политики. Ни г-н Баррозу, ни г-н Манделсон не пользуются большим авторитетом в странах - членах ЕС, при этом их отношения друг с другом оставляют желать много лучшего. Это заставляет их двигаться на российском направлении "наперегонки", борясь за имидж наиболее агрессивного защитника интересов ЕС перед внешними силами. Надо отметить, что тенденция "борьбы с внешним врагом" вообще характерна для этого состава Еврокомиссии. За время пребывания г-на Манделсона на посту комиссара по торговле комиссия уже ввязалась в два крупных международно-коммерческих конфликта: с США из-за субсидий авиапромышленности и с Китаем из-за квот на ввоз китайского текстиля в Европу.
С российской стороны ставки в этой игре еще более высоки, чем может показаться на первый взгляд. Речь идет не просто о сотнях миллионов долларов, а о существовании крупнейшей национальной авиакомпании - "Аэрофлота". Несмотря на улучшение своих финансовых показателей в последние годы, "Аэрофлот" еще не достиг операционной рентабельности. Это означает, что рентабельным его делают те платежи, которые он получает от западных коллег, летающих через Сибирь. Немедленной отмены этих выплат флагман российской гражданской авиации теоретически может не пережить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы