Время новостей
4 октября 2005, 10:20
"Государство разумно распорядится вертолетным активом"
Генеральный директор "Оборонпрома" Д. Мантуров о формировании вертолетостроительного холдинга
- Постановление правительства предписывало совершить приобретение контрольных пакетов акций предприятий - участников холдинга к 1 сентября. Удалось ли вам уложиться в этот срок?
- На самом деле задание было сформулировано по-другому. В постановлении было поручено "Росимуществу" и "Роспрому" совместно с "Оборонпромом" выработать до конца года программу по увеличению доли корпорации в уставных капиталах этих предприятий до размера не менее 50% плюс одна акция. О конкретной дате речь не шла. Тем не менее сегодня "Оборонпром" напрямую или опосредованно владеет контрольными пакетами акций четырех предприятий, упомянутых в указе и постановлении.
На днях состоялась регистрация в ФСФР дополнительной эмиссии акций "Оборонпрома", на которые мы обмениваем пакеты, принадлежащие Российской Федерации, Татарстану и "Рособоронэкспорту". До середины октября мы ожидаем оформление передаточных распоряжений и перевод этих акций на наш баланс. В результате этих операций "Оборонпром" контролирует более 88% акций Улан-Удэнского авиационного завода. В июле аффилированные с "Оборонпромом" структуры приобрели у компании "Каскол" 25% акций УУАЗ. С учетом вносимых сейчас государственных 49,18 и 14%, которые принадлежат "Рособоронэкспорту", и получается 88-процентный пакет УУАЗа.
В СМПП нам изначально передается контрольный пакет - 60%. В ММЗ государство владеет 38%, но еще 12,5% акций этого завода "Оборонпром" приобрел ранее, так что собирается 50,5%.
На МВЗ у нас будет 62%: 31% мы получаем от государства и еще 31% недавно был куплен у структур Межрегионального инвестиционного банка дружественными нам компаниями, которые в дальнейшем готовы обменять эти активы на акции "Оборонпрома".
В капитале Казанского вертолетного завода у нас пакет в 29,92% акций, передаваемых правительством Татарстана.
- Как вы договорились с руководством Татарстана о передаче этих акций?
- Мы обмениваем 15,07% акций "Оборонпрома" на принадлежащие Татарстану 29,92% акций КВЗ. Такое соотношение вытекает из проведенной оценки всех вертолетных активов, вносимых в уставный капитал "Оборонпрома".
- Акции КВЗ вы получите в тот же срок, что и федеральные пакеты?
- Совершенно верно. Как только мы получаем документы ФСФР о регистрации эмиссии, мы рассылаем их в "Росимущество", "Рособоронэкспорт", правительство Татарстана и "Роствертол". Это предприятие - еще один акционер "Оборонпрома", который вносит за наши акции денежные средства - 144 млн руб. На них мы планируем приобрести акции дополнительной эмиссии самого "Роствертола".
- Зачем "Роствертолу" и контролирующим его сейчас частным акционерам входить в состав вертолетного холдинга, основным акционером которого выступает государство?
- Основная продукция "Роствертола" - военная (ударные вертолеты Ми-24 и Ми-28). Если государство не будет присутствовать среди акционеров "Роствертола", организовать процесс размещения оборонного заказа и контролировать его исполнение будет сложно. И нынешние собственники завода это понимают. Кроме того, они ничего не теряют в финансовом плане. Деньги, которые они сейчас заплатят за акции "Оборонпрома", затем вернутся обратно на завод в виде оплаты за их акции. В результате мы предполагаем получить (с учетом 3,73% акций "Роствертола", находящихся в госсобственности) блокирующий пакет ростовского завода.
- По поводу последующего увеличения этого пакета до контрольного вы с нынешними собственниками "Роствертола" уже ведете переговоры?
- Мы не форсируем этот процесс и не ставим перед собой цель решить эту задачу в 2005-2006 годах. Мы договорились с менеджментом "Роствертола", что до конца 2006 года ограничимся блокирующим пакетом акций завода. Но на втором этапе, в 2007 году, мы собираемся довести наш пакет до контрольного (50% плюс одна акция). Хочу подчеркнуть, что этот процесс происходит по взаимному согласию, никто никого ни к чему не принуждает. Форму приобретения следующих пакетов акций "Роствертола" мы еще обсуждаем: это может быть как выкуп, так и обмен на акции "Оборонпрома".
- Формируются ли уже единые органы управления холдинга?
- На прошлой неделе генеральные директора "Оборонпрома", МВЗ, УУАЗ, КВЗ, "Роствертола", СМПП и ММЗ подписали корпоративное соглашение, которое определяет принципы и механизмы взаимоотношений участников холдинга, а также их права и обязанности. В нем говорится, что участники холдинга сохраняют юридическую самостоятельность и после вхождения в его состав. Для координации совместной деятельности при "Оборонпроме" создается коллегиальный орган управления - совет вертолетного холдинга. Он будет состоять из генеральных директоров всех предприятий. Кроме того, в составе "Оборонпрома" создается дирекция вертолетных программ. Ее глава будет одновременно моим заместителем.
- Говорят, что вы не собираетесь останавливаться на заводах - производителях вертолетов Миля и хотите присоединить к холдингу еще и ОАО "Камов". На какой стадии находятся переговоры о приобретении вами 50% акций этой фирмы у АФК "Система"?
- На завершающей. Для них вертолетостроение - непрофильный бизнес. Для нас - совсем наоборот. Учитывая хорошие конструктивные отношения наших компаний, мы находим взаимопонимание в этом вопросе.
- А не собираетесь ли вы приобрести и тот пакет (49,3%), который находится у другого крупного акционера "Камова" - РСК "МиГ"?
- На нынешнем этапе он останется в управлении у РСК "МиГ". По крайней мере до тех пор, пока не будет решен вопрос со структурой Объединенной авиастроительной компании (ОАК) и акционированием МиГа. Очевидно, что государство разумно распорядится этим вертолетостроительным активом. Во всяком случае "Камов" явно нецелесообразно оставлять в структуре самолетостроительного холдинга.
- В чем смысл объединения в одном холдинге двух конкурирующих вертолетных фирм? Не закончится ли это фактической ликвидацией одной из них?
- У нас не стоит задача ликвидировать "Камова" путем присоединения его к "Милю". Две конструкторские школы должны быть сохранены. Мы считаем, что за "Камовым" необходимо оставить те ниши, которые у него традиционно были, - это прежде всего корабельные вертолеты, машины для лесных работ и пожаротушения. Впрочем, вопрос об оптимизации модельного ряда двух фирм - это не та тема, которую стоит обсуждать сейчас, до завершения сделки по приобретению акций.
- Вы можете хотя бы в самых общих чертах обрисовать финансовое положение предприятий, входящих в холдинг "Оборонпрома"?
- Финансово устойчивое. И банки с точки зрения выдачи кредитов оценивают их таким же образом. И это хороший показатель.
ОПК "Оборонпром" - промышленно-инвестиционная корпорация, уставный капитал которой на паритетных началах разделен между ФГУП "Рособоронэкспорт" и "Росимуществом". Размер уставного капитала до новой эмиссии составлял 1,442 млрд руб., после нее составит 4,3 млрд руб. Вертолетостроительный холдинг под управлением "Оборонпрома" создается в соответствии с указом президента России от 29 ноября 2004 года и постановлением правительства от 6 мая 2005 года. В соответствии с этими документами в уставный капитал "Оборонпрома" передаются государственные пакеты акций Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ, 49,18%), Московского вертолетного завода им. Миля (МВЗ, 31%), Казанского вертолетного завода (КВЗ, 29,92%), Московского машиностроительного завода "Вперед" (ММЗ, 38%) и Ступинского машиностроительного производственного предприятия (СМПП, 60%). По итогам размещения дополнительной эмиссии в собственности государства (в лице "Росимущества") будет закреплено 51% акций ОАО "ОПК "Оборонпром", в хозяйственном ведении ФГУП "Рособоронэкспорт" - 31,13%, в собственности Республики Татарстан - 15,07%, ОАО "Роствертол" будет владеть 2,79%. "Оборонпром" контролирует также ряд предприятий, не имеющих отношения к производству вертолетов, в том числе ОАО "Оборонительные системы" (более 75% акций), ЗАО "Оборонпромлизинг" (100%)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 27, 2024
Аэрофлот обновляет меню в классе Бизнес
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали