Пермский обозреватель
4 октября 2005, 13:33
Интеллектуальное безобразие
"Пермский моторный завод" вынужден в полной мере брать на себя все промышленные риски. Такова практика последних лет взаимоотношений разработчиков и изготовителей в Перми
"Рулетка" промприватизации
Сегодня обрабатывающие отрасли представляют собой жалкое зрелище. Основной ошибкой государства явилась отдельная приватизация предприятий-разработчиков и предприятий-изготовителей. Это решение поставило на грань катастрофы всю оборонную, судостроительную и авиационную промышленность. В Перми в 1992 году предприятие-изготовитель "Пермские моторы" и предприятие-разработчик "Авиадвигатель" были приватизированы раздельно-принудительно, несмотря на общий продукт и единую территорию. Советы директоров "Пермских моторов" и "Авиадвигателя" добились выхода распоряжения Госкомимущества России № 777 в 1994 году о внесении в уставный капитал ОАО "Пермские моторы" 29% акций ОАО "Авиадвигатель" в целях создания современной двигателестроительной корпорации. В процессе реструктуризации "Пермских моторов" были созданы восемнадцать 100%-ных дочерних обществ с самостоятельной организацией бизнеса.
"Интеррос", ставший в 1997 году крупным акционером "Пермских моторов", круто изменил концепцию реструктуризации и приступил к спекулятивным сделкам с акциями "Протона", "Редуктора", "Пермского моторного завода" и "Авиадвигателя". Руководители и специалисты, противодействующие развалу промышленного холдинга, были уволены. Под давлением здравого смысла и губернатора области курс на объединение предприятия-разработчика "Авиадвигатель" и серийного изготовителя "Пермский моторный завод" в ноябре 1998 года был восстановлен. Оба предприятия возглавил один генеральный директор Юрий Решетников. Однако "интерросовцев" полностью захватила жажда спекулятивной наживы, и в июне 2001 года планы объединения двух предприятий были тихо свернуты, а "Авиадвигатель" получил собственного генерального директора.
Кто в двигателях хозяин?
После этих событий резко усилилось организационное и экономическое обособление предприятия-разработчика. "Авиадвигатель" получил самостоятельные лицензии на производство и ремонт авиационной техники, в том числе двойного назначения, не имея мощностей для полноразмерного производства двигателей. Предприятие приступило к интенсивному оформлению на себя полных прав интеллектуальной собственности на промышленные газотурбинные установки и авиационные двигатели. Однако распоряжением Росавиакосмоса права разработчика двигателей Д-30КУ/КП, созданных под руководством Павла Соловьева в Пермском МКБ для самолетов Ту-154М, Ил-62М и Ил-76, в июле 2001 года перешли к их серийному изготовителю НПО "Сатурн". Нематериальных активов (патентов и промышленных образцов) на балансе "Пермского моторного завода" практически нет. За право производства авиационных и промышленных двигателей он в последние годы платит десятки миллионов рублей роялти предприятию-разработчику - "Авиадвигателю". В мировой практике во всех авиапромышленных компаниях конструкторы-разработчики двигателей и серийные производители работают в одной компании: Rolls Royсе, Pratt&Whitney, Snecma, General Electric и др., являясь собственниками как прибыли, так и рисков производителя.
Робкий интеллект
Фундаментальная практика деятельности предприятия в авиационной промышленности показывает, что на один авторский лист двигателя приходится более тысячи авторских листов технологий, оснастки, инструмента, нестандартного оборудования, методов контроля и испытаний узлов и деталей и т. п., имеющих все признаки для оформления по акту на изобретение, промышленный или полезный образец. При разработке деталей и узлов новых авиационных и промышленных двигателей все чертежи проходили через цеха и отделы "Пермских моторов" и "Пермского моторного завода" на предмет возможности изготовления, технологичности. К каждому из них были сделаны замечания для обязательного устранения. Таким образом, каждый узел, двигатель или редуктор создавались совместно специалистами завода и конструкторского бюро. Доли можно проанализировать и определить. Интеллектуальная масса технологии изготовления двигателя превышает интеллектуальную массу его конструкции в чертежах. При учреждении "Пермского моторного завода" акционерное общество "Пермские моторы" не внесло в его уставный капитал объекты интеллектуальной собственности серийного производства. Не позволяли размеры уставного капитала "ПМЗ" и незавершенность процедуры оформления патентов.
Позднее проблема нематериальных активов была "забыта" Советами директоров "Пермских моторов" и "Пермского моторного завода". Зато для "Авиадвигателя" это крупный источник доходов. По иронии судьбы, ваш покорный слуга, зам. генерального директора ЗАО "Искра-Энергетика", и Анатолий Васильев, генеральный директор ЗАО "Искра-Энергетика" (бывшие руководители предприятий "Пермских моторов"), добились отмены налогообложения нематериальных активов (патентов, промышленных образцов, изобретений, ноу-хау, прав на промышленные секреты) с 2001 года - в Пермской области, с 2004 года - в целом в Российской Федерации, за что были награждены Благодарственным письмом губернатора Пермской области.
P. S. Вчера "Пермские моторы", а сегодня "Пермский моторный завод", вынужден в полной мере брать на себя все промышленные риски: гарантийный ремонт досрочно снятых двигателей, затраты на устранение конструктивно-производственных дефектов и предъявляемые штрафные санкции. Такова практика последних лет взаимоотношений разработчиков и изготовителей в Перми…
Ничего не сделала для устранения этой несправедливости и "Управляющая компания пермского моторостроительного комплекса", занявшая, кстати говоря, в 2004 году "почетное" 13-е место среди авиационных и космических предприятий Приволжского федерального округа в рамках проекта "Лидеры бизнеса Поволжья" (всего в рейтинге участвовало 13 предприятий)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пермский обозреватель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы