Известия
5 октября 2005, 14:33
"Программу развития ОПК надо синхронизировать с программой вооружений"
В октябре правительство РФ обсудит ФГП развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года
- Юрий Николаевич, каковы основные приоритеты реализации "Основ ВТП на период до 2015 года" сейчас, через два года после принятия этого документа?
- У нас сейчас есть довольно большой набор документов, утвержденных президентом. Есть документ "Основные направления развития ОПК", есть документы, которые охватывают тематические направления: развитие авиационной техники, морского флота, электронной компоненты по армии и т.д. "Основы ВТП" интегрируют задачи по всем этим направлениям.
Основная задача ОПК - обеспечить условия создания и серийного производства перспективных образцов вооружения.
Вторая задача - сохранить и развить позиции России в области военно-технического сотрудничества (ВТС). Экспортные поставки на уровне $5,5 млрд сопоставимы с уровнем ГОЗ и являются серьезным подспорьем для ОПК, но они более сконцентрированы в рамках небольшого круга предприятий. При этом за ними стоит шлейф обеспечивающих производств. Если это самолеты Сухого, то это порядка 300-400 предприятий, если это танк Т-90, то это полторы-две сотни поставщиков для Нижнего Тагила. Это дает возможность, с одной стороны, сохранять технологии и какую-то серийность производства, а с другой - получить средства для его развития.
Третья задача - диверсификация, производство гражданской продукции с использованием наработок ОПК. К сожалению, мы видим все меньше российских продуктов с высокой степенью переработки в любой отрасли. Взять, к примеру, Москву, где идут масштабные строительные работы. Вся основная строительная техника - зарубежного производства: экскаваторы, сваебойщики, проходческие машины, асфальтоукладчики, катки. Наверное, такое предприятие, как Уралвагонзавод, который производит прекрасные танки, может производить не менее прекрасную технику для железных дорог, строительную технику.
Есть области - в той же электронной технике, где мы не можем не ставить себе задачу замещения импорта. Изделия в области стратегического вооружения не позволяют не иметь собственного производства. Но мы реалисты и не ставим задачу вернуться в 70-е годы, когда задача ставилась так: все, что связано с военной техникой, - от руды до готового изделия - должно производиться в СССР.
Есть еще четвертая задача, связанная с социальными аспектами жизни ОПК. Многие предприятия ОПК были и остаются градообразующими, и их судьба проецируется на жизнь людей, которые там работают.
- В октябре правительство будет рассматривать ФГП развития ОПК до 2010 года. Чем она будет отличаться от предыдущей программы на 2002-2006 годы и как поможет выполнить ГПВ на 2006-2015 годы?
- Программа вооружений принимается на десятилетие и аккумулирует задачи по определению тех ВВТ, которые необходимы ВС, как с точки зрения качества, так и количества. В законе "Об обороне" написано, что одновременно с этим формируется программа развития ОПК. Отдельные направления развития ОПК нашли отражение в нескольких программах. Но, к сожалению, комплексной программы развития ОПК пока не удалось принять. Год назад было издано постановление правительства о ее подготовке, и мы на основе исходных данных, сформулированных военными, сделали ее к марту 2005 года. Она представляет собой документ объемом в 1000 страниц и ориентирована на такое развитие ОПК, которое позволит создавать современные ВВТ в соответствии с требованиями Минобороны.
В существующих программах не стояла задача воссоздания промышленных технологий применительно к созданию и производству ВВТ. Проблема, с которой мы столкнулись при согласовании программы в МЭРТе и Минфине, - заложенные темпы финансирования программы существенно выше, чем темпы развития страны, примерно в 2,5 раза. Но мы должны в 4 года, то есть до 2010 года, провести мероприятия, которые надо было проводить вчера и позавчера. За 12 лет серьезные капиталовложения государством в промышленность не осуществлялись. Постарело оборудование, экспериментальная база, отстали в области создания новых материалов, элементной базы и прочего. Поэтому программу надо выводить в область национальных приоритетов, как это сделал президент в социальной области.
Кроме того, срок представления 10-летней ГПВ сдвигается, она будет разработана только в середине будущего года. 13 октября программа развития ОПК будет рассматриваться на заседании правительства. Мы хотим предложить синхронизировать сроки выполнения ГПВ и программы развития ОПК. Ведь ГПВ будет заложена в бюджет только с 2007 года. Мы за три года (до 2010 г.) не успеем сделать все то, что обеспечит реализацию планов военных. Поэтому и программа развития ОПК должна быть рассчитана до 2015 года. (а то ведь даже неизвестно, сколько, например, должно быть внедрено в серии образцов военной техники, то ли 150, то ли 200, ведь ГПВ-2015 еще не завершена).
Программа развития ОПК будет разбита на два этапа: на первом необходимо закончить его реформирование и сосредоточиться на создании базовых ресурсоемких образцов, а с 2011 года приступить к серийному производству. В середине 90-х у нас было 1850 оборонных предприятий, сейчас в реестре стратегических предприятий их 1265, причем чисто оборонных всего 960, так как кроме оборонной там есть и ряд других отраслей - металлургия, химия, нефтепереработка. Реформирование пойдет по пути создания крупных структур, которые обеспечат выпуск законченной продукции. На втором уровне - структуры с сохранением конкурентной среды типа КБ, доводящих исследования до эскизных проектов, а третий уровень уйдет в область малого и среднего бизнеса. Эти предприятия должны понять, что мы никогда не сможем загрузить их только оборонными госзаказами до уровня экономически устойчивого состояния предприятия в целом.
Мы планируем, что программа будет более чем наполовину финансироваться самими предприятиями. О такой возможности говорят государственные инвестиционные программы: там, например, где государство вложило рубль в уставный капитал лизинговых авиакомпаний, частные инвесторы вложили четыре с половиной рубля. Инвесторы охотно идут на экспортные проекты, но не хотят рисковать, вкладывая средства в такие долгосрочные внутренние проекты, как ГПВ. Без активной позиции государства и без его материального участия развитие ОПК маловероятно - государство должно его стимулировать. Мировой опыт показывает, что чисто рыночные методы в развитие ОПК не могут быть привнесены.
- Не повысит ли привлечение предприятиями кредитов стоимость продукции?
- Стоимость продукции повышается в основном не из-за кредитов, а из-за микроскопичности заказов. Если завод строился под производство 50 самолетов, а сейчас производит 5, то простаивающие цеха все равно требуют отопления и освещения, а это и многое другое увеличивают накладные расходы. Например, содержание мобилизационных мощностей, на которых в особый период может понадобиться производить 50 самолетов. Мы предполагаем в течение 2-3 лет завершить большую часть НИОКР и перейти к серийному производству, а это даст оборотные средства на обновление фондов, стабилизацию персонала, а увеличение партий снизит себестоимость единицы продукции.
- Существует мнение, что когда предприятие получает крупносерийный заказ на много лет вперед и становится монопольным производителем, технологическая мысль в нем замирает.
- Я много лет проработал в промышленности в разных качествах, и у нас, как и за рубежом, монополия не приветствовалась. У американцев, например, в авиации как минимум два крупных производителя: "Боинг" и "Локхид". А рядом еще "Нортроп". Конечно, отсутствие конкурентной среды и появление монополиста - это плохо. Сейчас у нас идет дискуссия по объединенной авиакорпорации (ОАК). Механизмы ее существования предусматривают, что базовые школы разработчиков будут сохранены. Сохранение конкурентной среды допустимо до стадии создания эскизного проекта. И, например, у ракетчиков на те программы, которые рассматриваются, нет полной монополии Московского института теплотехники. Там есть место и ОАО "НПО машиностроения им. Ефремова", и продлению жизни наших рядов ракет РВСН. Макеевцы реабилитировали себя с новым стратегическим комплексом морского базирования во время последних морских стрельб.
- А танки?
- Заказчик сегодня выбрал дизельные танки, но это совершенно не значит, что завтра все Т-80 будут выведены в хранилища. Есть программа их модернизации, но выбор заказчика надо уважать. Невозможно, слишком накладно вести в стране две расходящиеся программы.
- Генеральные разработчики, под которых должны создаваться интегрированные структуры, как правило, расположены в Подмосковье и в Москве, а региональные предприятия должны присоединяться к ним на правах дочерних. По какому принципу создавать интегрированные структуры - по видовому или территориально-отраслевому?
- У нас эта проблема даже не обсуждалась. В создании интегрированных структур есть два пути. Первый, когда предприятия присоединяются к головному и становятся элементами его структуры. Второй - холдинги, где управляющая компания осуществляет стратегическое планирование, кадровую политику, определяет продуктовую политику, но не подменяет предприятия в их традиционном бизнесе. Характерный пример - "Алмаз-Антей". Предприятия не потеряли юридического лица и являются зависимыми друг от друга акционерными обществами. Но что касается разработок, производства, испытаний, все осталось по-старому. Когда мы говорим об ОАК, мы имеем в виду такую же схему. Во главе управляющая компания и 4 бизнес-единицы: боевая авиация, гражданская авиация, транспортная и бизнес, связанный с компонентами, обслуживанием и т.д. Есть другая схема объединения, когда во главе профильная компания, например компания "Тактические ракетные вооружения". Но и здесь все участники сохранили юридическое лицо и право хозяйственной деятельности.
- Является ли ГОЗ инструментом реформирования ОПК, или ОПК - инструмент выполнения ГПВ?
- ГОЗ - инструмент реализации ГПВ. ГПВ - это основной документ, задающий планку технологических решений, которые надо реализовать в промышленности для сохранения способности производить ВВТ. Она же база для ВТС. Однако у нас часто бывает так, что ГПВ показывает одно направление развития, а гособоронзаказы отстают от задач ГПВ. Кстати, в ГОЗ должна быть включена Федеральная инвестиционная программа по созданию и развитию мощностей ОПК, но источник ее финансирования не должен иметь отношения к Минобороны. Сегодня в отсутствие комплексной программы развития ОПК вопросы обновления технологий и создания производственных мощностей решаются частично в различных ФЦП и в Федеральной адресной инвестиционной программе. Но масштабы этих мероприятий не соответствуют тем задачам, которые ставятся перед ОПК нашими военными.
- Когда могут появиться перспективные виды вооружений?
- Создание перспективных систем вооружений осуществляется с учетом мировых тенденций в сроки и с характеристиками, позволяющими сохранить военный паритет и удержать позиции страны на мировых рынках торговли оружием. Думаю, что финансово-экономические параметры разрабатываемой ГПВ-2015 учитывают эти требования, что позволит выполнить работы и по "Булаве", и по истребителю пятого поколения в сроки, необходимые для обеспечения безопасности России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы