О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Если бы да кабы в ЮФО выросли хабы

В ближайшем будущем основой авиатранспортной сети России должны стать 10-11 узловых аэропортов (так называемых хабов). В ЮФО их будет два - в Ростове и Краснодаре

Федеральное агентство воздушного транспорта определило новую стратегию развития авиаперевозок в России. В ближайшем будущем основой авиатранспортной сети нашего отечества должны стать 10-11 узловых аэропортов (так называемых хабов). В ЮФО таких хабов, скорее всего, будет два - Ростов и Краснодар.

Разработчики программы убеждены, что только создание хабов может кардинально изменить к лучшему ситуацию с авиаперевозками. Основная проблема воздушных маршрутных сетей России - огромный "перекос" в сторону центра. Связь между отдаленными регионами осуществляется лишь через "перевалочные пункты" в Москве или Питере. Цель создания хабов - концентрация пассажиропотоков в узле: она позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов.

Региональные накопители

Система "распределительных аэропортов" - это альтернатива существовавшей в Советском Союзе системе авиасообщений по принципу "каждый с каждым", когда в самых завалящих городках существовали аэровокзалы, имевшие прямые рейсы с крупными центрами вплоть до Москвы.

- Развитие хабов не означает упразднения небольших аэропортов в регионах, - пояснил начальник отдела авиаперевозок Южного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Сергей Попов. - Просто они будут работать на узловые центры. В Южном федеральном округе планируется создать два хаба на базе Ростовского и Краснодарского аэропортов. У каждого будет свой "веер" направлений для обслуживания. Остальные аэропорты будут доставлять пассажиров из своих областей, краев и республик в центральный мегааэропорт, откуда люди отправятся в конечный пункт назначения.

- За 8 месяцев этого года процент занятости пассажирских кресел в самолетах авиакомпаний, традиционно обслуживающих ЮФО ("Аэрофлот-Дон", "Авиалинии Кубани", "Волга-Авиаэкспресс" и так далее), составил чуть более 60 процентов, - сообщил Сергей Попов. - Учтем при этом, что многие прямые авиарейсы по-прежнему возможны только из Москвы. Между тем создание хабов позволило бы совершать такие полеты непосредственно из Ростова или Краснодара как естественных "накопителей" необходимого количества пассажиров. Это касается не только внутренних рейсов, но и полетов за границу.

Планов громадье

По мнению столичных разработчиков, оборот каждого созданного в России хаба будет составлять десятки миллионов пассажиров. Вот только верится с трудом. По статистике окружного управления воздушного транспорта, за 8 месяцев этого года 7 основных авиакомпаний, обслуживающих ЮФО, перевезли чуть больше 1 миллиона 600 тысяч пассажиров. Всего же в год российские авиалинии перевозят 27 миллионов. Для сравнения: в США этот объем составляет более 600 миллионов человек в год.

По утверждениям экспертов, говорить о полноценном хабе можно лишь тогда, когда объемы перевозок превышают 10-15 миллионов человек в год. Но один только Франкфурт ежегодно обслуживает пассажиров больше, чем перевозят все российские авиакомпании. Все мои собеседники сходятся в одном: главная проблема, без которой невозможно решить проблему увеличения авиаперевозок, состоит в низких доходах населения. Без резкого снижения тарифов привлечь людей в салоны самолетов невозможно.

Пока одни ухабы...

Совсем уж дурно становится, когда от масштабных московских программ обращаешься к региональным реалиям. С краснодарским аэропортом не все так печально. Предприятие "Авиалинии Кубани" еще до прихода Олега Дерипаски сумело за счет собственных средств полностью реконструировать аэровокзальный комплекс. Конечно, в случае перехода на узловой принцип что-то необходимо будет усовершенствовать, однако сделано уже немало.

С Ростовом ситуация в корне иная. Здесь до хаба - как до Китая на одном крыле. Начнем хотя бы с покрытия взлетной полосы. Оно было сдано еще в 1976 году и сейчас находится в плачевном состоянии.

Протяженность взлетно-посадочной полосы - 2,5 км, что явно недостаточно для того, чтобы принимать некоторые типы крупных воздушных судов. Современные требования - 3 км. Трехкилометровые полосы существуют в Магасе, Владикавказе, Краснодаре, Элисте (пока еще не действует), в Сочи полоса - 2890 метров. Сравнение не в пользу будущего ростовского хаба, так как увеличить ростовскую полосу очень трудно: некуда, так как аэропорт давно уже находится в черте разросшегося мегаполиса. Сейчас эту задачу решает "Аэропроект", но даже в самом лучшем случае прирастить удастся не более 300-350 метров.

Правда, аэропорт Ростова включен в Федеральную целевую программу модернизации транспортной системы. Государство берет на себя реконструкцию взлетно-посадочной полосы и замену сигнального оборудования. Одно это тянет на 894 миллиона рублей. Однако в федеральном бюджете на этот год запланировано всего 60 миллионов, которые до сих пор в Ростов не пришли.

Мы уже не говорим о самом здании ростовского аэровокзала, которое, мягко говоря, не готово к званию хаба. О секции международных рейсов вообще умолчим. Для более-менее серьезной реконструкции аэровокзала необходимо минимум 335 миллионов рублей. На эти цели федеральное правительство вообще не собирается тратить ни копейки. И хотя частных инвесторов под новый проект найти можно, частники пока не рвутся в бой, ждут, пока государство выполнит свои обязательства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Kuban.iNFO». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка