Газета
6 октября 2005, 09:53
Злого умысла не было. Только непрофессионализм
В Вильнюсе признали, что инцидент с падением Су-27 не был результатом злого умысла со стороны России. Свою роль сыграли непрофессионализм российских наземных служб и недостаточная подготовленность пилота
Справка
37-летний майор ВВС Валерий Троянов родился и вырос в Волгограде. Там по сей день проживают его родители. С 1990 года Троянов служит в 177-м полку ВВС, расквартированном в Лодейном Поле Ленинградской области. Его супруга работает в этой же части фельдшером.
Как заявил вчера министр обороны России Сергей Иванов, по возвращении Валерия Троянова в Россию будет проведено самое тщательное расследование инцидента с самолетом Су-27. "Я исхожу из того, что летчик в самое ближайшее время вернется на родину. Как только это произойдет, мы проведем самое глубокое расследование этого происшествия. Это урок для всех. Мы будем сами разбирать ошибки, которые привели к этому инциденту", - сказал Сергей Иванов. При этом министр поблагодарил литовскую сторону за объективное расследование этого авиапроисшествия.
"Совокупность факторов"
Действительно, нельзя не согласиться с тем, что российским военным будет о чем поразмыслить. Выводы литовской межведомственной комиссии, которые накануне огласил министр охраны края Гедиминас Киркилас, неутешительны, хотя и было признано, что катастрофа самолета не имела цели дискредитации НАТО и Литвы, в частности.
Итак, исходя из расшифровки "черных ящиков" и показаний самого пилота, сделано такое заключение: "катастрофа истребителя связана с совокупностью технических, организационных и человеческих факторов". Эксперты признали, что Су-27 "был технически исправен", но "подготовка истребителя к полету была осуществлена в спешке и с нарушением установленной очередности работ. Это могло повлиять на точность работы навигационного оборудования во время полета истребителя".
Кроме того, комиссия установила, что пилот Валерий Троянов "совершил ошибку, некомплектно используя приборы навигационного оборудования". Также досталось и российским диспетчерам по управлению полетами, которые "допустили много грубых нарушений". Иными словами, Валерия Троянова неправильно "вели" с земли.
Глава комиссии, бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас, в свою очередь добавил, что майор Троянов "не был подготовлен к перелету из Санкт-Петербурга в Калининградскую область". Как следует из показаний самого летчика, в минувшем году он налетал 26 часов, а в этом - только 14, в то время как натовские нормативы для управления техникой такого уровня предусматривают не менее 60 часов.
Впрочем, официальные представители российских ВВС опровергли выводы о непрофессионализме пилота. К примеру, начальник безопасности полетов ВВС РФ Сергей Байнетов, возглавляющий группу российских наблюдателей в Литве, уверен, что Валерий Троянов, напротив, был подготовлен к полету хорошо.
Финальный допрос
Теперь судьба российского офицера полностью находится в руках генпрокуратуры Литвы. Следователь по делу Миндаугас Дуда намерен до принятия процессуального решения встретиться с Трояновым еще раз. Встреча, возможно, последняя, по словам Дуды, состоится сегодня-завтра, после чего российский летчик отправится домой.
Пока же мера пресечения Валерию Троянову оставлена без изменений - домашний арест. Майор лишен права покидать свой номер в вильнюсской гостинице "Балатон", в котором проживает и супруга пилота.
Напомним, авиакатастрофа произошла 15 сентября в 60 километрах от Каунаса, недалеко от хутора Йотишкю. Группа из шести самолетов 6-й армии ВВС и ПВО, стартовав с авиабазы "Лодейное Поле" под Санкт-Петербургом, совершала перелет по маршруту Санкт-Петербург - Калининград, пролегающему через нейтральные воды Балтийского моря, и должна была приземлиться на военном аэродроме Чкаловский. Однако в ходе полета у летчика Троянова отказало навигационное оборудование, вследствие чего машина потеряла ориентацию и вторглась в воздушное пространство Литвы. Когда у истребителя закончился запас горючего, пилот, направив машину в поле, катапультировался.
Приземлившись, Троянов доложил о происшествии по мобильному телефону своему командованию. После этого он был доставлен в полицию для дачи объяснений. Пострадавших от падения самолета, к счастью, не оказалось, однако катастрофа нанесла экономический ущерб сельхозугодьям. По подсчетам литовской стороны, ущерб составил 3000 евро. Глава Миноброны Сергей Иванов вскоре после инцидента пообещал компенсировать данную сумму.
Первоначально российский летчик имел статус пострадавшего свидетеля по делу о нарушении правил международных полетов, поэтому, согласно литовским законам, не мог быть задержан более чем на двое суток. Но литовские власти смутили противоречия в показаниях офицера. В частности, первоначально Троянов утверждал, что на борту истребителя не было вооружения. Однако после того, как начальник службы безопасности полетов ВВС РФ генерал-майор Сергей Байнетов, выехавший в Литву во главе российской делегации, официально подтвердил, что Су-27 был оснащен четырьмя ракетами класса "воздух-воздух", Троянов изменил показания, в связи с чем литовские следователи усомнились в правдивости и других показаний летчика. Вскоре Троянову объявили, что его процессуальный статус изменился, и предъявили обвинение в нарушении правил международных полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы