RBC Daily
6 октября 2005, 18:38
МДМ толкает "Иркут" ввысь
Создание ОАК кардинально изменит российское авиастроение. В своем последнем обзоре аналитики "МДМ-Банка" пишут, что консолидацию отрасли должен возглавить "Иркут"
"Иркут", ранее носивший название ИАПО, - второй по величине российский производитель военных самолетов. Компания выпускает реактивные истребители Су-30 поколения 4+, а также самолет-амфибию Бе-200. В состав корпорации входят Иркутский авиационный завод, ТАНТК им. Бериева, КБ "Иркут АвиаСТЕП", а также недавно приобретенное ОКБ им. Яковлева. По итогам 2004 года выручка компании составила 622 млн долл., чистая прибыль - 67,3 млн долл. (рост в 36 раз). "Иркут" - единственный российский представитель авиационной отрасли, чьи акции в настоящий момент торгуются на бирже. Капитализация компании составляет 615 млн долл. С начала года акции компании выросли на 27%, тем не менее заметно отставая в росте от рынка. Публикация хороших финансовых данных за 2004 год по МСФО и сделка с EADS вызвали рост интереса инвесторов к акциям компании в последнее время.
Образование ОАК, в которую, по предварительным оценкам, должны войти ведущие российские производители самолетов, станет финальным этапом консолидации российского авиапрома. Правительство считает, что российский оборонный комплекс в целом и авиастроение в частности заметно уступают по своим размерам и отчасти по конкурентоспособности ведущим мировым производителям. В 2004 г. совокупная выручка российских производителей вооружений составила порядка 7 млрд долл. против 111 млрд долл., заработанных в 2004 г. всего лишь пятью ведущими американскими компаниями. Российские оборонные компании не поднимаются выше 29-го места в мировом табеле ведущих производителей оборонной продукции. В частности, "Иркут" в 2004 г. занял лишь 76-е место среди 100 крупнейших оборонных корпораций мира, оказавшись, правда, третьим среди российских участников глобального списка. По словам начальника аналитического управления "МДМ-Банка" Кима Искияна, "по итогам 2004 года чистая рентабельность "Иркута" достигала 11%, что является очень высоким показателем как по российским, так и по мировым меркам, особенно с учетом специфики отрасли".
Выделиться среди российских предприятий "Иркуту", по мнению аналитиков "МДМ-Банка", позволяет хорошее позиционирование на отечественном и мировом рынках, где он является одним из ведущих и наиболее эффективных производителей реактивных многофункциональных истребителей, а также уникальной модели самолета-амфибии Бе-200. По мнению аналитиков банка, компания занимает около 12-15% мирового рынка истребителей, получая порядка 90% выручки от экспорта своей продукции. На данный момент объем продаж корпорации "Иркут" составляет около 634 млн долл., в 2006 г. компания может достичь отметки в 1 млрд долл., говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов. "Если учесть, что продажи во всей отрасли составляют 2,7 - 2,8 млрд долл., то "Иркут" займет треть", - считает он. А если к "Иркуту" в скором времени будет присоединена и РСК "МиГ", то объединенная компания станет одной из лидирующих в отечественном самолетостроении, оставив далеко позади компанию "Сухой", прогнозирует г-н Салимов. При этом в перспективе компания намерена выйти на рынок гражданского самолетостроения, уделяя больше внимания диверсификации бизнеса. Та же самая цель и у ОАК, считают в "МДМ-Банке": она должна разработать и запустить в производство новый тип среднемагистрального гражданского самолета, способного конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. "Иркут" выступает с совместной разработкой модели MS-21, в создании которой участвует также КБ им. Ильюшина.
Отрасль не будет объединяться под "Иркутом", но этот процесс будет идти при активном участии компании, считает аналитик UFG Елена Сахнова. ОАК будет новой компанией, в которую вольются активы всех авиастроительных компаний страны, говорит аналитик. Менеджмент, находившийся у истоков формирования компании, сейчас возглавляет другие российские авиационные предприятия или участвует в создании ОАК. В частности, Валерий Безверхний, до последнего времени занимавший пост президента "Иркута", в 2005 г. был назначен на должность главы ОАК, тогда как бывший глава компании Алексей Федоров в сентябре 2004 г. возглавил корпорацию "МиГ", куда вслед за ним перешел и бывший вице-президент "Иркута" по корпоративным финансам Сергей Цивилев. Такое делегирование полномочий руководству "Иркута" является своего рода вотумом доверия как менеджменту, так и корпорации в целом. "Менеджмент "Иркута", который является мажоритарным акционером компании, имеет большой вес в российской авиационной отрасли и, по всей видимости, будет стоять у руля вновь создаваемой авиационной корпорации", - говорит Ким Искиян.
Впрочем, несмотря на все плюсы создания ОАК, оно несет для потенциальных участников и определенные риски. На текущей ранней стадии еще не проработаны многие вопросы образования корпорации. В частности, то, в какой пропорции будет разделен капитал будущей компании между основными российскими авиационными производителями. Для "Иркута", акции которого торгуются на фондовой бирже и распределены между частными инвесторами, этот вопрос является далеко не последним. Как считают в UFG, благодаря личности Валерия Безверхнего миноритарные акционеры "Иркута" получат "не то что преференциальное положение, но, по крайней мере, их акции будут конвертированы на справедливых условиях". С этим утверждением согласна и аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина. "Другое дело, что когда это процесс начнет происходить - пока неизвестно", - добавляет она.
Для правительства "Иркут" - наиболее понятный и финансово состоятельный партнер по формированию ОАК. В настоящий момент только он, ведущий поставщик российских военных самолетов в Индию и Малайзию, имеет подписанных контрактов на общую сумму около 4 млрд долл. В скором времени компания может подписать новые контракты на сумму порядка 0,7-1,4 млрд долл. Ким Искиян говорит, что "показатель стоимости компании к размеру ее портфеля заказов - один из ключевых для оценки авиапроизводителей - у "Иркута" самый низкий среди ведущих мировых представителей отрасли. В частности, он практически в два раза ниже соответствующего среднего показателя у ведущих мировых авиапроизводителей. В свою очередь, отношение заказов к выручке - максимальное среди конкурентов. Это хорошие индикаторы того, насколько компания будет способна генерировать выручку и денежный поток в будущем". Елена Сахнова считает, что на сегодняшний день компания недооценена. "Рейтинг для этой компании выше рынка, однако для всех стал сюрпризом облигационный заем, так как до настоящего времени компания декларировала снижение долговой нагрузки. То есть менеджмент не выполнил свое обещание", - резюмирует г-жа Сахнова. "Разрыв между реальной и рыночной ценой составляет порядка 50%", - считает Татьяна Капустина. Потенциально акции могут расти, и они начнут расти ближе к дате конвертации акций при создании ОАК, уверена она.
Кроме того, "Иркут" единственный, кто работает на внешнем рынке с ведущими зарубежными компаниями. В августе "Иркут" подписал соглашение о намерениях, которое предусматривает приобретение до 10% акций компании корпорацией EADS. Благодаря этому сотрудничеству "Иркут" может упрочить позиции на мировой арене, заручившись поддержкой одной из ведущих глобальных авиастроительных корпораций. "Иркут" уже имеет опыт работы с EADS: компания имеет заказ на производство компонентов для самолетов Airbus. Кроме того, EADS и "Иркут" занимаются совместным продвижением Бe-200 на мировом рынке. Аналитики "МДМ-Банка" отмечают, что более тесное сотрудничество выгодно обеим сторонам. Это интеграция в мировой авиапром для "Иркута" и возможность для компании получить новые заказы. Для EADS "Иркут" - это пропуск к научно-исследовательским работам в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали