Московский комсомолец в Красноярске
7 октября 2005, 09:25
Небесную империю делят по-братски
Новое детище братьев Абрамовичей - авиационный альянс AiRUnion - активно развивается по двум направлениям: в сторону укрупнения и "в сторону от государства"
В сторону укрупнения
Расширение альянса, похоже, одна из главных задач Абрамовичей. Такие устремления вполне понятны: денег много не бывает, а дополнительный доход в результате монополизации существенной части рынка братьям обеспечен.
До недавнего времени альянс объединял пять авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самару" и "Сибавиатранс". Но, судя по всему, на достигнутом Абрамовичи останавливаться не намерены.
В начале сентября подписано соглашение о вступлении в AiRUnion авиакомпании "Башкирские авиалинии". Ее финансовое положение оставляет желать лучшего: руководители аэропорта "Уфа" даже обращались в арбитражный суд, чтобы взыскать долги с авиаперевозчика. Однако братья-авиаторы не впервые "подбирают" предприятия, пребывающие на грани банкротства (в аналогичном положении находились "Домодедовские авиалинии"). Более того, представитель Минтранса Башкирии ранее заявлял о том, что руководство республики заинтересовано в банкротстве "Башкирских авиалиний", дабы создать на их базе новую авиакомпанию - на паритетных началах "с одним из крупных авиаперевозчиков".
Красноярские авиаторы не оставили надежду включить в свою "империю" и венгерскую компанию Malev. Как известно, первая попытка купить венгерское предприятие не увенчалась успехом - результаты тендера были отменены. Однако - занятный факт: интересы Абрамовичей на международном уровне принялись лоббировать чиновники федерального правительства. Во время недавнего визита в Венгрию министр информационных технологий и связи Леонид Рейман жестко раскритиковал действия венгерских властей в отношении российского бизнеса, после чего получил обещание, что в ноябре приватизация Malev будет возобновлена и "Красноярские авиалинии" вновь примут участие в тендере.
"Империя Абрамовичей" раздвигает свои границы и на востоке. Планируется, что к концу года к AiRUnion присоединятся "Сахалинские авиамаршруты". По информации "МК", переговорами о вступлении авиакомпании в альянс сейчас занят коммерческий директор AiRUnion Владимир Демидов.
В сторону от пассажиров
Официальное обоснование необходимости альянса хорошо известно. Появляется, дескать, возможность согласовывать расписания полетов судов-членов AiRUnion, организовывать удобные стыковки рейсов и т. д. Словом, все для блага пассажиров! Но практика показывает, что интересы клиентов остаются на заднем плане. С "высоким" сервисом регулярно сталкиваются как рядовые пассажиры, так и VIР-персоны. Пару месяцев назад проблемы при пользовании услугами "КрасЭйр" возникли у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова. А на днях столкнулся с очередным безобразием депутат Госдумы Валерий Зубов.
- То, что сейчас мы иногда летаем через Кемерово - это понятные издержки, так как идет ремонт взлетной полосы в аэропорту "Емельяново", - рассказывает Валерий Михайлович. - Но когда мы прилетели из Москвы в Кемерово, выяснилось, что для полета в Красноярск дали самолет, в котором на 12 мест меньше, чем необходимо.
12 человек остались в Кемерове. Мне было очень неприятно, хотя я и не попал в это число. Я представляю, сколько планов разрушено. А самое главное - никто не вышел к людям, не извинился, отмахнулись, и все. Также пришлось однажды из Испании лететь самолетом "КрасЭйр", и я видел возмущение пассажиров тем, как их обслуживали... Безусловно, сюда должны летать разные авиакомпании.
Эти бы слова да богу в уши. Но, видимо, Абрамовичи и люди, летающие самолетами "КрасЭйр", молятся разным богам. К сожалению, конкуренция в красноярском небе остается пока очевидной, но далекой от реальности необходимостью.
За последние полгода авиакомпания "Сибирь" дважды пыталась организовать полеты по маршруту Москва - Красноярск и даже начинала продавать билеты, но оба раза новосибирцам не позволили разрушить монополию Абрамовичей. Федеральное агентство воздушного транспорта сначала рекомендовало выдать конкурирующей компании слоты, однако затем изменило свое решение. А губернатор Александр Хлопонин и вовсе заявил, что "Сибирь" "умышленно демпингует и сбивает цены". Чиновникам легко быть патриотами - они летают за бюджетный счет.
В сторону от государства
Ближайшие перспективы, вероятно, не сулят пассажирам ничего хорошего. "Монополия на небо" может усилиться не только за счет расширения альянса AiRUnion, но и в результате создания на его базе единой частной авиакомпании. Эта задача Абрамовичей - ни для кого уже не секрет. По информации "МК", предварительная схема слияния членов альянса в одну компанию ограничивает долю государства в ней 32% акций. Получается, государство лишится даже формального контроля над "КрасЭйр" и "Домодедовскими авиалиниями" (где в госсобственности находится 51% и 50,04% акций соответственно).
По мнению некоторых экспертов, созданию конкурентной среды может способствовать отделение аэропорта от авиакомпании. Решение об их совместном акционировании принималось еще в то время, когда губернатором был Валерий Зубов.
- В тот момент, когда сохраняли аэропорт и авиакомпанию вместе, мы думали не столько о полете из Красноярска в Москву, сколько о том, сохранится ли возможность полетов в Кодинск, Богучаны, Туруханск, вспоминает экс-глава Красноярья. Нам надо было создать несколько тепличные условия для нашей авиакомпании, чтобы сохранить внутренние авиалинии. Сейчас эта проблема снята. Поэтому в интересах жителей края необходимо отделить аэропорт от авиакомпании.
Зубов - не первый, кто заявляет о такой необходимости. Но пока одни говорят, другие - делают. Процессом раздела аэропорта и авиакомпании сейчас занимаются сами Абрамовичи. В итоге порт должен отойти не от монополиста, а от государства. Имущество переводится в некое ООО "Эра", учрежденное теми же лицами, что и альянс AiRUnion. Доля госсобственности в новой фирме имеется, но она так же далека от "контрольного пакета", как Абрамовичи - от забот об интересах пассажиров.
В результате и аэропорт и авиакомпания могут уйти от государства к хозяевам альянса. А чем чревато появление на свет авиационного монстра, подвластного лишь Абрамовичам, думается, понятно всем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец в Красноярске». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы