О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дело о займе, или Кому принадлежит airBaltic

В 1996 году с airBaltic государство заключило договор о займе 4 млн. долл. США. Но поскольку в течение нескольких лет государство долг не погашало, набежали проценты в размере 2,3 млн. долл.

Госконтроль, как уже писал "Час", обнаружил неучтенный государственный заем в размере 4 млн. долларов США. За годы, что он не выплачивался, набежали проценты, и в итоге сегодня государство должно в полтора раза больше, чем брало. Кое-кто уже постарался принизить значение этой новости, хотя она грозит большим скандалом.

- В 1996 году с авиакомпанией airBaltic был заключен договор о займе, - рассказала госконтролер Ингуна Судраба. - От имени государства его утверждал гендиректор Агентства приватизации. Мотивировал же он заем тем, что таким образом государство сможет участвовать в приватизации авиакомпании. В договоре названа сумма - 4 млн. долларов. Но поскольку в течение нескольких лет государство долг не погашало, набежали проценты в размере 2,3 млн. долларов.

Что это значит? А то, что государство задолжало больше, чем стоят его доли капитала в airBaltic, то есть фактически государство не управляет авиакомпанией.

- Этот случай указывает на то, что в сумму госдолга могут быть не включены и другие обязательства государства, поскольку учет договоров о займах, которые подписал не министр финансов или уполномоченное им лицо, не обеспечен. То есть можно вести речь о том, что создана возможность временно направлять средства госбюджета в частный сектор, - пояснила госконтролер.

О займе Госконтролю стало известно из материалов ревизий, проведенных в airBaltic аудиторской компанией Ernst & Young . А приведенные выше факты вскрылись в ходе проверки выполнения бюджета за 2004 год.

Комментируя новость об обнаруженном займе, директор авиационного департамента минсообщения Арнис Муйжниекс сказал, что минсообщения начало управлять airBaltic уже после заключения договора, поэтому комментарии в связи с неучтенным займом следует запрашивать у Агентства приватизации.

В минсообщения также пояснили, что по решению правительства в 2000 году министерство стало держателем долей капитала airBaltic, но не имело правовых оснований для перенятия обязательств государства по займу. Такое право имел только минфин. Минсообщения неоднократно обращалось и в Госконтроль, и в минфин с просьбой оценить создавшуюся ситуацию и представить предложения по ее решению.

Любопытно отметить, что согласно заявлениям некоторых чиновников у минфина нет информации о том, что гендиректор Агентства приватизации в 1996 году был уполномочен подписать от имени государства договор о займе. Не менее интересен и тот факт, что в Госказне нет оригинала договора, долговые обязательства в отношении авиакомпании также не зарегистрированы. А коль нет бумаг, минфин не может включить взятые у авиакомпании деньги в общую сумму госдолга, а потому считает, что вопрос о дальнейших действиях в этой связи должно рассмотреть правительство.

Но это все цветочки, окончательно ситуацию запутывает то, что, по словам представителя airBaltic Вии Дзерве, требования такого долга со стороны airBaltic не существует, а выплата займа регулируется договором, которому следуют. Более того, по словам Дзерве, на распределение акций и имущественные права этот долг никак не влияет.

Так, может, его и нет, этого долга? Но что же тогда раскопали аудиторы и Госконтроль?...
Авторские права на данный материал принадлежат «gorod.lv». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка