О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузите бочки вертолетами

В начале октября на территории спортинг-клуба "Лисья нора" (40 км от МКАД по Дмитровскому шоссе) прошел Открытый чемпионат Москвы по вертолетному спорту

В начале октября на территории спортинг-клуба "Лисья нора" (40 км от МКАД по Дмитровскому шоссе) прошел Открытый чемпионат Москвы по вертолетному спорту. Корреспондент "Ъ-Спорта" Сергей Голубцов сумел проникнуть на место событий

Россия - родина винтов

Строго говоря, это уже третье по счету соревнование в данном формате. Предыдущие два - в 2003 и 2004 годах - проходили под флагом Федерации легкой авиации (ФЛА) России и имели статус чемпионата по вертолетному спорту на Кубок КБ имени Милля. Позиционировались они как состязания среди пилотов-любителей и представляли собой попытку вернуть былую славу российских вертолетчиков.

Славой наши не были обделены никогда. Еще в советское время отечественные винтокрылые асы блистали на самых престижных мировых соревнованиях. За штурвалами сидели представители элиты советских ВВС, прошедшие такие точки на всех континентах, что горячее некуда. А вот практика частного вертолетопилотирования еще пять лет назад отсутствовала напрочь: не положено.

В этом году ФЛА России канула в Лету, и чемпионат был организован исключительно силами энтузиастов - частными лицами, любителями этого редкого пока вида спорта. Состязания предусматривают два зачета: общий и на Кубок Милля - для тех, у кого налет менее 200 часов. Директор соревнований Анатолий Уланов отметил, что выбранная формула чемпионата вполне соответствует амбициям наших вертолетчиков на чемпионатах мира. Так, на последнем ЧМ, прошедшем два месяца назад под Руаном (Франция), российская команда профи (в основном все выходцы из ВВС) заняла первое место. А в личном зачете среди юниоров Людмила Сорочинская, полюбившая вертолеты всего полтора года назад, стала второй в мире.

На амбиции российских водителей геликоптеров влияет и тот факт, что все четыре утвержденные в мировой практике чемпионатные дисциплины разработаны в России: полет на малой высоте, слалом, развозка грузов и навигация. Во внутрироссийском регламенте пока отсутствует лишь последнее упражнение - ориентирование на местности осложнено традиционной закрытостью воздушного пространства.

На чай хватает

Примерно в 11.00 моторы взревели и заглохли лишь спустя час. За это время каждой из десяти команд предстояло выполнить самое неприятное упражнение - полет по размеченному маршруту на высоте 2,5 м. Задача усложняется тем, что летать приходится не только передом, но и задом и боком по обозначенному коридору шириной 1 м. Кроме того, экипаж обязан развернуть вертолет на месте на 360° сначала влево, потом вправо, причем не менее чем за 15 секунд. Именно не менее. Быстро развернуться может и кошка блохастая, а вот медленно, удерживая машину строго в одной точке - для машины винтокрылой это уже высший пилотаж. Ну и наконец, плавно, без подскоков приземлиться точно на линию шириной 5 см. Признаться, внешне все выглядит удручающе скучно. Даже слежение за грузиками, подвешенными на фалах снизу вертолета (один, висящий на высоте 2 м, не должен касаться земли; второй, трехметровый, обязан постоянно волочиться по поверхности), скоро надоедает.

Но я-то знаю, как обманчиво внешнее созерцание. Как раз в эти минуты - а на упражнение отпущено 135 секунд - в кабине разгораются шекспировские страсти. Во время полета можно подумать, что слаженный экипаж (пилот и оператор) разделяется на заклятых врагов. Пока пилот судорожно нащупывает высоту, коллега пытается разглядеть в блистер отражение грузиков. Разговор при этом зашкаливает за все нормативы лексики (слава богу, что внешняя связь с землей ради чистоты эксперимента, как и бортовые высотомерные приборы, вырубается). Один уверен в себе, другой уверен в себе... Дело в том, что при отработке элемента в условиях тренировочной площадки можно открывать дверцы, высовывать голову, в конце концов, по звону привязанной цепочки ориентироваться по высоте. На соревнованиях нет ни цепочки, ни корректировки с земли, а открывание дверцы строго пенализируется.

Я правдами и неправдами пытался проникнуть в вертолет, чтобы, так сказать, пропитаться атмосферой, но все попытки пресекались на корню бдительными судьями. Пришлось вспомнить 20-минутный курс обучения езде на вертолете, когда вашему покорному слуге пришлось, прямо скажем, несладко. По памяти: левая рука на рукоятке шаг-газа (вверх-вниз), правая - на ручке управления циклическим шагом (вперед-назад), ноги на педалях (вправо-влево). И все это одновременно в трех плоскостях. При взлете чуть не впилился в кучу опилок, поскольку с детства страдал отсутствием пространственного воображения.

Но - прочь, непосвященные! - зрители не узрели в монотонном кружении вертолетов ни шекспировских страстей, ни вообще какой-либо интриги. Постепенно они почти все подтянулись к бару и побаловались чайком из пластмассовых стаканчиков за 100 руб. порция (А чего вы хотите? Человек, покупающий вертолет минимальной стоимостью $450 тыс., не пригубит жидкости за 5 руб.).

Оживление пронеслось по рядам зрителей, когда в небо ворвался внезачетный Robinson 44 и начал выделывать такие выкрутасы, что дух захватывало даже на земле. То лично продемонстрировал вертолетный фристайл председатель Национальной федерации вертолетного спорта России Андрей Силкин. Как бы подогревая старые конкурентные контры между двумя концепциями вертолетостроения - конструкциями Сикорского (машины с рулевым винтом - тем, что сзади, на балке) и Камова (без оного, но с двумя несущими винтами, вращающимися противоходом), над площадкой "Лисьей норы" завис многотонный Ка-32, сдувший всю багряность осени с ближайшего перелеска. Он демонстративно поднял на фале почему-то 150-килограммовый квадроцикл (хотя мог поднять и пятитонный "ЗИЛ"), полетал с ним и попытался приземлить на пятачок 5 х 5 м. Почему-то промазал. Зато не мазали участники соревнований в очередной дисциплине чемпионата - развозке грузов.

Стрекозы с ведрами

Упражнение "развозка грузов" - самая молодая дисциплина в вертолетном спорте. Необходимо с трех заходов положить три мешка в три бочки-контейнера. Грузы закреплены на фалах разной длины (4, 6 и 8 м), которые удерживаются вручную из кабины оператором. Глядя вниз через открытую дверцу, он по внутренней связи координирует действия пилота и старательно целится мешком в контейнер. На все про все отводится 60 секунд (исключая время выхода вертолета с площадки для очередной загрузки). Эти действия выглядят уже смешнее, чем Prestition Fly. Кто-то, зависнув над бочкой, долго целится, но не попадает с первого раза. Досада и нервозность пилота чудесным образом передаются железной машине, принимающейся все сильнее колебаться в горизонтальной и вертикальной плоскости. Оригинальный подход, точнее, подлет продемонстрировал экипаж Михаила и Юрия Казачковых (отец и сын). Они не зависали стрекозой над контейнером, а кидали мешки с раскачки буквально с ходу.

Очень похож на эту дисциплину последний зачет под названием "слалом". Ну, здесь уже совсем весело. Из точки А в точку Б за 210 секунд необходимо доставить ведро с водой, закрепленное на конце фала. Фал одной рукой удерживает оператор, которому запрещено выбирать или травить веревку. Равные стартовые условия обеспечиваются дырками по окружности ведра в его верхней части, чтобы начальный объем воды был у всех одинаковый. От лукавого - требование на международных соревнованиях, предусматривающее плавающую картонную крышечку. Крышечка так крышечка. Самое сложное - провести висящее ведро через 12 створов шириной 5 м и опустить его на круглый столик, размеченный, словно мишень в тире. Поставил в центр - попал в "десятку" с максимальным количеством баллов. Пролил воду - штраф из расчета минус одно очко за 1 см лужицы по линейке.

Лично у меня уважение, граничащее с восторгом, вызвали действия экипажа Светланы Чупиной и Елены Прокофьевой. Это надо же - удерживать одной рукой в течение почти четырех минут семилитровое ведро и в итоге поставить его почти в "десятку"! На вид очень даже хрупкие девушки. Вдвойне удивительно, что манипуляции совершались не на сверхлегкой и маневренной американской поршневой "вертушке" Robinson, а на советском газотурбинном Ми-2, спроектированном в начале 1970-х исключительно под военные цели.

Ми-2 - это вообще уникальная машина, по габаритам не имеющая аналогов. Есть "вертушки" маленькие, есть большие, есть огромные, а конкретно такой больше нет. Ми-2 занимал и продолжает занимать призовые места на самых престижных мировых вертолетных тусовках и даже получил в среде профессионалов чисто американское "погоняло" Hoplite ("Попрыгунчик"). Так вот, девушки управлялись с ревущей, пропитанной керосином, изрыгающей клубы черного дыма "двушкой" не хуже, чем экипажи на комфортных, малошумных и легкоуправляемых Robinson.

В итоге первое место на чемпионате все же впервые досталось не Ми-2, а Robinson под управлением Алексея Табачникова и Георгия Арбузова (КМС и ЗМС соответственно). Алексей, узнав об итоговом результате, ликовал как ребенок. Еще бы! "Сделали" "двушку", причем не на арендованном, а на собственном вертолете.

Победителей чествовал джаз-банд, который встречал приземляющиеся геликоптеры "Маршем авиаторов". Однако, пусть я буду неоригинален, к фантасмагорической картине, когда на фоне заката на площадку слетаются железные стрекозы, на мой взгляд, больше подошел бы Вагнер с его "Полетом валькирий".

Дорогая стрекоза

Интерес к вертолетам среди мирного населения России стремительно растет. Это можно проследить хотя бы по объемам продаж одного из крупнейших дилеров вертолетной техники (Robinson, Bell и т. д.) компании "Авиамаркет". По словам директора по маркетингу фирмы Михаила Юшкова, если в 2003 году количество проданных вертолетов исчислялось единицами (пять-шесть штук Robinson R22 - двухместный вариант за $250 тыс.- и Robinson R44 - четырехместный за $450 тыс.; для сравнения: российский Ми-2 стоит порядка $100 тыс.), то уже сегодня в небо поднято около 40 машин. Причем покупают не столько корпоративные заказчики вроде газовых и нефтяных компаний, сколько частные лица. Более того, два шестиместных газотурбинных вертолета Bell 407 буквально разлетелись как горячие пирожки. А ведь это уже совсем другой класс - цена такой "вертушки" в несколько раз выше, чем тех же Robinson.

Новоиспеченным владельцам геликоптеров приходится платить не только за приобретение вертолета, но и за его содержание и техническое обслуживание (от $20 тыс. в год и больше). Кроме того, чтобы получить "водительские права", которые позволят самостоятельно подниматься в воздух и управлять довольно сложной техникой, необходимо пройти 42-часовой курс обучения (из расчета $450 за летный час). Впрочем, пугаться техники не стоит. По словам пилота-инструктора авиаклуба "Филин" Александра Мазалова, обучиться управлению вертолетом не сложнее, чем автомобилем. Во всяком случае, в среде курсантов (а их в свободный полет выпущено уже более 60 человек) не наблюдается ни страха, ни паники. Солидную часть обучаемых составляют женщины. Здоровый интерес слабого пола к вертолетам продемонстрировало представительство дам на московском чемпионате: половина участников состязаний - они, красавицы.

Что касается непосредственно участия в соревнованиях, то добрую половину составляли те, кто не имеет личного вертолета. Вопрос решался по-соломоновски - "вертушки" арендовались или у клубов, или у частных лиц по цене тренировочного полета. Сложнее с присутствием на международных соревнованиях. Так, транспортировка вертолета из России на последний чемпионат мира в Руане обходилась в €25 тыс. Поэтому большинство наших участников предпочли арендовать геликоптер на месте, что оказалось раз в пять дешевле. Несмотря на то что призового фонда в данном виде спорта практически не существует, а затраты немаленькие, сам факт очередной победы россиян сторицей окупает издержки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Спорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка