Ведомости
13 октября 2005, 10:21
$1,5 млрд на самолеты
На деньги инвестфонда нашлись новые претенденты - авиапромышленники. "Волга-Днепр" и "Авиастар" при поддержке В. Христенко пытаются восстановить производство самолетов "Руслан" на $1,5 млрд
С 1986 г. выпущено 56 Ан-124-100 ("Руслан"), из которых сейчас эксплуатируются 49. Из них 16 - у российских авиакомпаний "Волга-Днепр" (10) и "Полет" (6), семь - у украинской Antonov Airlines, 23 - у Минобороны России, два - у правительства Ливии и один - у ОАЭ. ЗАО "Авиастар-СП" специализируется на выпуске пассажирских Ту-204. Крупнейший его акционер - подконтрольное государству АО "Туполев" (73,75%). В 2004 г. выручка "Авиастар-СП" составила 1,49 млн руб., чистая прибыль - 118 950 руб.
Из бюджета-2006 на инвестфонд выделены 70 млрд руб. Кто и как будет отбирать инвестпроекты на эти средства, правительство еще не определило. Правительство обещает официально утвердить правила отбора до конца месяца. А тем временем Минпромэнерго обнаружило проект, на который можно потратить эти деньги. Это восстановление производства самолетов "Руслан".
"Руслан" - единственный в мире самолет, способный перевозить грузы диаметром 6,5 м и весом 150 т. С 1992 г. на ульяновском "Авиастаре" собрали несколько штук, а в 2004 г. производство заглохло совсем.
Включить проект в список претендентов на инвестфонд поручил своим подчиненным глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Об этом говорится в проекте протокольного решения недавнего совещания у министра. Копия документа есть у "Ведомостей", а его достоверность подтверждают два участника заседания. Авторы бизнес-плана и будущие заказчики самолета - украинский холдинг АНТК им. Антонова и российская авиакомпания "Волга-Днепр".
Весь проект разбит на два этапа. На первом - в 2005-2027 гг. - в НИОКР и модернизацию завода нужно вложить $407 млн. Выпустить первый самолет в 2008 г., а через два года - поставить в серию. В 2010-2035 гг. начнется второй этап. Тогда "Руслан" уже должен получить западную начинку. А очередные вложения оцениваются в $1,08 млрд, рассказывает замдиректора по маркетингу и стратегическому развитию "Волга-Днепра" Дмитрий Опшаров. Финансировать проект предполагается из инвестфонда, а управлять им будет компания, где 51% пополам поделят правительство Украины и России, рассказали "Ведомостям" в "Волга-Днепре". Выпускать самолет будет ульяновский завод "Авиастар-СП".
В АНТК и "Волга-Днепре" уверены, что проект окупится через 22 года, утверждается в бизнес-плане проекта (презентация также есть у "Ведомостей"). Авторы исходят из предположения, что ежегодно спрос на Ан-24 будет расти на 12% в год начиная с 2005 г. Сейчас есть заказы на 20 самолетов: от самого "Волга-Днепра", "Антонова", "Полета" и "Атлант-Союза" - по пять на каждого. Все они подписывались на Международном авиасалоне в Жуковском, напоминает Опшаров. С учетом списания старого парка и новых заказов до 2030 г. можно продать 50-55 лайнеров. Их предварительная цена - $100-110 млн. А общие продажи на 25 лет вперед - $6 млрд.
Cколько на "Руслан" будет потрачено из инвестфонда, еще не решено, говорит замдиректора департамента ОПК Минпромэнерго Валерий Воскобойников. Но первым в очереди за деньгами инвестфонда стоит не "Руслан", а проект Олега Дерипаски. Деньги из инвестфонда тот попросил на достройку инфраструктуры вокруг Богучанской ГЭС и нового алюминиевого завода - всего на $1,8 млрд. Две эти стройки должны привести к общему развитию района, поэтому и достойны финансироваться за счет инвестфонда. В августе Дерипаска заручился поддержкой Германа Грефа и Владимира Путина по своему инвестпроекту. Но Воскобойников отмечает, что и проект "Руслана" достоин инвестфонда, поскольку эти деньги "наукоемким технологиям нужны не меньше инфраструктурных проектов".
Чиновник Минэкономразвития уверяет, что шансы у всех претендентов пока равные. По его словам, выбирать проект будут только тогда, когда будет объявлен конкурс и собраны официальные заявки. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак рад, что нашелся проект, который готово поддержать правительство. Но он сомневаются, что все запланированные 50-55 "Русланов" найдут своих покупателей. "Но если выбирать из двух проектов - это определенно должен быть "Руслан", уверен Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Авиапрому деньги нужнее, чем энергетике и металлургии, считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы