О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ответственность за безопасную эксплуатацию двигателей рухнувших в Малайзии вертолетов несет ОАО "УЗГА", - начальник ОКБ ФГУП "Завод имени В.Я.Климова" Алексей Григорьев

О своем видении конфликтной ситуации вокруг завода ОАО "УЗГА", связанной с изготовлением контрафактной продукции, рассказывает начальник ФГУП "Завод имени В.Я. Климова" А. Григорьев

На ОАО "Уральский завод гражданской авиации" (ОАО "УЗГА") грядет смена собственника. Нынешнее руководство допустило скандал, который разразился из-за фактов использования на заводе контрафактных деталей при ремонте авиадвигателей, что дважды привело к гибели пилотов в результате авиакатастроф. В настоящее время идет активная скупка акций предприятия по цене выше рыночной, значит, можно предположить, что у завода появится новый богатый собственник, который будет инвестировать в легальное, а не подпольное производство. Правда, нынешний менеджмент предприятия этому сопротивляется, увольняя тех, кто продает акции, несмотря на то, что на ОАО работают лучшие асы отрасли. Есть надежда, что будущие собственники предприятия ценят профессионалов и возьмут обратно всех уволенных сотрудников.

Разработчиком моторов, установленных уральскими конструкторами на вертолетах Ка-32, впоследствии рухнувших в Малайзии, является питерский ФГУП "Завод имени В.Я. Климова". О своем видении конфликтной ситуации вокруг завода ОАО "УЗГА", связанной с изготовлением контрафактной продукции, корреспонденту АПИ согласился рассказать первый заместитель Генерального директора, начальник ОКБ завода имени Климова Алексей Владимирович Григорьев:

- Каким образом на репутации "Завода имени В.Я.Климова" сказались крушения вертолетов Ка-32 в Малайзии 17 апреля 2004 года и 4 сентября этого года? По сообщениям СМИ, авиакатастрофы, в которых погибли 4 пилота, произошли из-за неполадок в моторах, разработанных вашим конструкторским бюро.

- Да, ФГУП "Завод имени В.Я. Климова" является разработчиком моторов ТВ3-117В для вертолетов Ка-32, два из которых рухнули за последние полтора года в Малайзии. Это особенно обидно, так как мотор разработан 30 лет назад и за предыдущие 15 лет у него не было зарегистрировано ни одного отказа. Этим не может похвастаться ни один разработчик, поэтому показатели надежности мотора ТВ3-117В являются нашим основным преимуществом перед конкурентами, в том числе и зарубежными. А эти две аварии произошли из-за отказа моторов. Естественно, что катастрофы в Малайзии сказались не очень хорошим образом на нашей репутации как разработчиков. Однако в данном случае аварии произошли не по вине разработчиков, а из-за нарушения технологического процесса на ОАО "УЗГА", которое ремонтировало моторы.

- Участвуют ли специалисты Завода имени Климова в расследовании авиакатастроф в Малайзии, каким образом?

- Мы получаем всю информацию о результатах расследований этих авиакатастроф. Предварительные данные расследования аварии 17 апреля 2004 года, когда двое пилотов пострадали и один погиб, нам уже известны. Крушение произошло именно из-за неполадок в двигателе. Как разработчик, завод имени Климова берет на себя ответственность за типологическую конструкцию двигателя, однако, в данном случае мы не можем этого сделать, потому что неполадки в двигателе произошли из-за разрушения покрывных дисков, произведенных и установленных на мотор предприятием ОАО "УЗГА" с грубейшими отступлениями от нормативно-технической документации.

- Это было выявлено в ходе проверки?

- Как предприятие разработчик наш завод ведет плановую деятельность по авторскому надзору на всех ремонтных предприятиях, которые используют продукцию нашей разработки. Это обычная, текущая деятельность. Когда мы выявляем нарушения или отклонения от технологического процесса при ремонте мы об этом сообщаем в соответствующие контролирующие органы. Так вот, на ОАО "УЗГА" даже не пытались скрыть, что они делают покрывные диски для двигателя без разрешения разработчиков по неучтенной документации. Это все равно, что производить детали для авиационных моторов в гараже. Мы просто констатировали этот факт вопиющего нарушения технологического процесса и направили материалы в надзорные и контролирующие органы.

Ответственность за безопасную эксплуатацию двигателей ТВ3-117В несет ОАО "УЗГА", использовавшее контрафактные детали?

- Да. В неучтенных нами чертежах покрывных дисков, которые использовало ОАО "УЗГА" не прописана часть ответственных технологических операций. Многие необходимые технические условия при производстве дисков не соблюдаются. Испытания дисков не проводятся. Выявлено также много других технологических нарушений. У завода отсутствуют документы, подтверждающие качество установленных деталей. Таким образом, диски, произведенные на ОАО "УЗГА" являются контрафактными. Именно осколки разрушившихся покрывных дисков попали в мотор вертолета Ка-32 в Малайзии 17 апреля прошлого года, что и стало причиной авиакатастрофы. Покрывные диски являются одной из основных деталей двигателя. Сколько вертолетов летает с нелегальными дисками? Информацию об этом должны предоставить на ОАО "УЗГА".

Результаты проверки, проведенной вашими специалистами на ОАО "УЗГА", являются окончательными?

- Да, конечно. Мы написали официальные письма о результатах авторского надзора на ОАО "УЗГА" в различные контролирующие инстанции и на сам уральский завод и отзывать эти письма не будем. Так как мы обычно берем на себя ответственность за безопасную эксплуатацию разработанных нами моторов, мы подготовили решение о дальнейшем плане работ по обеспечению безопасности полетов авиатехники, отремонтированной на ОАО "УЗГА". Это решение будет согласовано и с Международным авиационным комитетом и самим уральским заводом. Мы предлагаем, чтобы на ОАО "УЗГА" составили перечень всего отремонтированного авиапарка. После этого следует провести анализ каждого объекта, чтобы выявить те машины, где установлены контрафактные детали, и заменить их на детали легальной разработки. Это очень большая работа, но пока мы ее не проведем, мы как разработчики не сможем брать на себя ответственность за эксплуатацию двигателей этого типа.

- Завод имени Климова давно сотрудничает с ОАО "УЗГА". Как вы оцениваете в целом деятельность уральского завода?

- В целом, это очень хороший завод без сомнений. Поэтому нам вдвойне обидно, что на предприятии вопиющим образом нарушили нормативно-технические требования. Такие факты, как изготовление контрафактной продукции, могут напрочь перечеркнуть всю хорошую репутацию ОАО "УЗГА"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АПИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка