О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Алешин решил покопаться в моторах

Правительство, следуя своей идеологии объединения машиностроительных активов в крупные холдинги, стало задумываться о создании корпорации по производству авиадвигателей

Правительство, следуя своей идеологии объединения машиностроительных активов в крупные холдинги, стало задумываться о создании корпорации по производству авиадвигателей. Как заявил в середине октября руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, Роспром готовит документы о создании двигателестроительного холдинга, центром которого может стать НПО "Сатурн". На рыбинском предприятии идеей чиновников довольны, но другие производители авиадвигателей говорят о ней настороженно: некоторые из них уже создали на своей базе вертикально интегрированные холдинги. При этом, как предполагают эксперты, при организации единой двигателестроительной корпорации правительство столкнется с теми же проблемами, что и при создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

В настоящее время в России производство авиационных двигателей в основном сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО НПО "Сатурн" (Рыбинск, 37% акций принадлежит государству), ФГУП ММПП "Салют" (Москва), ОАО "Уфимские моторы" (25% акций принадлежит правительству Башкирии), а также предприятия Пермского моторостроительного комплекса (ПМК), одним из крупнейших акционеров которого является Внешторгбанк. Крупнейшая компания отрасли - московский "Салют", выручка которого в 2004 г. превысила 12 млрд руб. "Уфимские моторы" заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО "Сатурн" - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий ПМК в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

Еще не завершив создание Объединенной авиационной корпорации (ОАК), Роспром готовит документы по созданию двигателестроительного холдинга с государственным участием, который объединит ведущие компании отрасли. Об этом на открытии в Рыбинске нового предприятия по производству моторов "ВолгАэро" (СП НПО "Сатурн" и французской компании Snecma) в пятницу сообщил глава Агентства по промышленности Борис Алешин. По его словам, серьезные и основательные предпосылки для интеграционных процессов в отечественном двигателестроении уже созданы. "Часть активов в форме ФГУП, которыми располагает государство, будет передана в состав более крупной компании для того, чтобы создать все необходимые условия для развития интегрированной структуры в двигателестроении, - сказал Борис Алешин. - Я думаю, что "Сатурн" будет играть в ней ведущую роль, так как НПО занимает в российском двигателестроении чуть ли не ключевую роль. Все перспективные отечественные проекты и тендеры, которые можно было выиграть, компания уже выиграла".

Эксперты отмечают, что Минпромэнерго рассматривает два подхода к организации объединенной структуры по производству авиационных двигателей. Первый - создание двух равнозначных предприятий со значительной долей государства. Один центр будет образован на базе федерального двигателестроительного объединения в Перми, другой - в Рыбинске на базе НПО "Сатурн". Специализация у двух корпораций будет разная. В Рыбинске, как и сейчас, станут производиться военные двигатели (ныне существующие и пятого поколения), двигатели гражданского назначения (в первую очередь ставка будет сделана на двигатели для RRJ). Третьим направлением "Сатурна" останется оборудование, выпускаемое для "Газпрома". В Перми будет продолжено производство двигателей ПС-90 и ракетных двигателей. Однако есть и другой вариант, когда эти структуры объединят в холдинг.

В НПО "Сатурн" предложения по консолидации отрасли приветствуют. "Если это будет способствовать консолидации ресурсов: денежных, людских, технологических, учитывая их ограниченность, - то это большой плюс для отрасли", - сказал RBC daily коммерческий директор НПО "Сатурн" Василий Данилов. Однако он отметил, "что хорошо для "Сатурна", вовсе не означает, что это хорошо для всех остальных участников рынка". "Естественно, как сотрудник НПО "Сатурн" я считаю, что центр должен быть один и создаваться на базе рыбинского предприятия, с привлечением сторонних структур по производству, сервису, маркетингу, и т. д., - продолжает г-н Данилов. - Холдинг должен специализироваться на тех продуктах, которые будут делаться по заказу государственных органов, участвующих в разработке программы развития гражданской и военной авиации". При этом он отметил, что в объединенную структуру должны войти только предприятия, имеющие доход больше 100 млн долл.

Генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев считает, что к объединению нужно подходить осторожно. "Всегда считалось, что производителю самолетов необходимо выбирать из нескольких двигателей лучший, то есть на рынке должны быть конкуренты, выступающие с разной продукцией, - заявил он RBC daily. - Поэтому речь должна идти не о создании единой двигателестроительной корпорации. Логичнее будет создать интегрированные структуры вокруг таких кустовых производств, как "Сатурн", "Пермские моторы", "Салют", "Уфимские моторы". Необязательно всем им сливаться, они вполне могут работать на договорной основе". Также он напомнил, что в программе реформирования оборонных отраслей промышленности написано, что на базе ФГУП "Салют" будет создана интегрированная структура, куда войдут агрегатные предприятия и Омское моторное объединение. "Де-факто у "Салюта" интегрированная структура уже имеется: в нее входит около 10 предприятий, в которых работает порядка 25 тыс. человек", - резюмировал Юрий Елисеев.

Специалисты ИГ "ЦентрИнвест" отмечают, что и НПО "Сатурн", не дожидаясь решения правительства, также стал входить в состав акционеров и влиять на деятельность других предприятий отрасли. Аналитик ИГ "ЦентрИнвест" Геннадий Суханов считает, что в настоящее время "Сатурн" уже может влиять на деятельность "Уфимских моторов", а его менеджменту частично принадлежат некоторые профильные компании в Перми. В управляющей компании ПМК предложения Бориса Алешина обсуждать не стали, сославшись на то, что разговоры о создании единой корпорации ведутся давно и пока реально ни к чему конкретному не привели. А директор по стратегическому развитию "Уфимских моторов" Павел Кривной сказал, что "наше дело только слушать", имея ввиду тяжело идущий процесс создания ОАК.

Создание единого холдинга, контролирующего два десятка авиационных предприятий, аналитики называют "дерзким планом правительства". "Все двигателестроительные предприятия имеют слишком разную форму собственности, их сложно будет слить в один холдинг", - поясняет Борис Рыбак, директор консалтинговой компании Infomost. "Вопрос до сих пор открыт, и конкретных предложений пока озвучено не было", - говорит заместитель генерального директора Ассоциации авиационного двигателестроения Владимир Дмитриев. Его также волнует судьба предприятий, которые могут и не войти в объединенную двигателестроительную компанию. "Кто-то из занимающихся сейчас авиацией будет вынужден перейти с неба на землю и заняться производством наземных двигателей", - предполагает Владимир Дмитриев. Однако, по мнению Бориса Рыбака, все будет не так просто. При реорганизации отрасли правительство вновь может столкнуться с теми же проблемами, что и при создании Объединенной авиастроительной корпорации: с противодействием менеджмента и сложностями при объединении акционерного капитала....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка