О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ММПП "Салют" выходит в лидеры

14 октября директор Федеральной службы по ВТС М. Дмитриев вручил представителям предприятий новые свидетельства, продлевающие их право на самостоятельный экспорт ЗиП еще на три года

Истек срок первых лицензий, выданных предприятиям российского ОПК, на право самостоятельного экспорта запчастей. Три года назад тогда еще КВТС разрешил осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения Федеральному научно-производственному центру "Прибор", ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют", ФГУП "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" и Авиационному военно-промышленному комплексу "Сухой". 14 октября 2005 г. директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев вручил представителям этих предприятий (компания "Сухой" за это время успела сменить название) новые свидетельства, продлевающие их право на самостоятельный экспорт ЗиП еще на три года.

В ходе церемонии Михаил Дмитриев заявил, что все четыре предприятия состоялись как субъекты ВТС. Продление их лицензий явилось еще одним шагом, направленным на повышение эффективности военно-технического сотрудничества в области обеспечения сервисного обслуживания ранее поставленной на экспорт боевой техники. Как отметил директор ФС ВТС, усилия службы в этой области направлены на реализацию принятой президентом Российской Федерации концепции о наиболее полном участии организаций-разработчиков и производителей продукции военного назначения (ПВН) в осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Михаил Дмитриев подчеркнул, что за минувшие три года наибольших успехов на внешнем рынке добились АХК "Сухой" и ММПП "Салют", работающие с ежегодным перевыполнением плана. Так, в 2004 г. ММПП "Салют" заработал на поставке за рубеж запчастей и техобслуживания 38 млн. долл. Он вместе с компанией "Сухой" (135 млн. долл.) возглавил список компаний-экспортеров.

По словам генерального директора ФГУП ММПП "Салют" Юрия Елисеева, "не все предприятия, получившие лицензию в 2002 г., успешно воспользовались этим правом. Для нашего предприятия право на самостоятельную поставку за рубеж запасных частей и проведение техобслуживания ранее проданной военной техники дает возможность оперативно отвечать на потребности заказчика, а также значительно сократить время исполнения заказа, порядка 3-х недель по сравнению с 1,5-2 месяцами в прошлом".

ММПП "Салют" является крупнейшим российским специализированным предприятием по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей АЛ-31ФФПФН (для самолетов семейства Су), по ремонту АЛ-21 Ф (для Су-22, Су-24) и Р-15Б-300 (для МиГ-25), изготовлению узлов и деталей для Д-436Т (модификаций для Бе-200, Ту-334, Ан-148 и Ту-230), Д-27 (для Ан-70, Ан-180 и Бе-42).

Создание авиационных двигателей невозможно без постоянного совершенствования технологических процессов, разработки и внедрения новых методов и средств обработки, обеспечивающих постоянно возрастающие требования к качеству, надежности двигателей, экономичности их производства и эксплуатации. Использование совершенных технологий открывает новые возможности для совершенствования конструкции ГТД.

ФГУП ММПП "Салют" владеет всеми современными технологиями производства газотурбинных двигателей: ионной имплантацией, электронно-лучевой сваркой, вакуумным осаждением покрытий, скоростным протягиванием, вибрационным сверлением и развертыванием, глубинным шлифованием, изотермической штамповкой, монокристаллическим и вакуумным литьем и др. Применение на предприятии этих прогрессивных технологий позволяет серийно изготавливать совершенные конструкции двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками.

Надо отметить, что ММПП "Салют" в 2005 г. стал не только одним из лидеров на рынке экспорта запчастей, но и настоящим флагманом российского ОПК. Напомним, что в начале июля с.г. "Рособоронэкспорт" заключил контракт с Китаем на поставку 100 авиадвигателей Ал-31ФН на сумму около 300 млн. долл. Это соглашение стало крупнейшей российской сделкой в сфере ВТС в 2005 г. Ал-31ФН будут установлены на новейшие китайские многоцелевые истребители J-10. Таким образом, предприятие, возглавляемое Юрием Елисеевым, стало одним из лидеров отечественного ОПК.

Помимо АЛ-31ФН, Китай проявляет также заинтересованность в закупке крупной партии модернизированных моторов АЛ-31Ф для уже имеющихся у КНР истребителей семейства Су-27/30. Сумма этого контракта может составить 1,2-1,4 млрд. долл., а сроки его выполнения рассчитаны на 6 лет. Еще одним перспективным рынком для "Салюта" может стать Индия. В настоящее время продолжаются переговоры с Министерством обороны этой страны о модернизации силовых установок истребителей МиГ-27. "Салют" предлагает установить на МиГ-27 новые двигатели, разработанные на базе мотора АЛ-31Ф, а старые двигатели Р-13Б300 использовать в качестве энергетических установок мощностью 20 МВт. Стоимость этого контракта может превысить 600 млн. долларов. Таким образом, уже заключенные и перспективные контракты создают для "Салюта" обширное поле работы на рынке запчастей и сервисного обслуживания на десятилетия вперед.

Напомним, что КВТС, переформированный затем в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, получил право принимать решения о предоставлении предприятиям права экспорта запчастей, проводить техническое обслуживание и ремонт продукции военного назначения (в соответствии с распоряжением президента РФ Владимира Путина от 16 сентября 2002 г.). Основная цель этого документа - ускорить процесс реализации внешнеторговых сделок, более оперативно реагировать на запросы и обращения партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Ведь западные компании готовы отгружать запчасти для своей техники в течение 24-72 часов в любую точку мира. Российские же предприятия из-за длительной процедуры согласований зачастую тратят на ту же операцию до полугода. Право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности, как наглядно показывает опыт того же "Салюта", значительно ускоряет этот процесс, в результате отечественный производитель начинает конкурировать с западным не только по такому показателю, как цена конечного изделия, но и по возможности своевременного и качественного послепродажного сервиса.

По словам Михаила Дмитриева, сегодня ФСВТС не собирается менять статус ни у кого из спецэкспортеров, то есть, все они сохранят свое право на самостоятельный экспорт запчастей и сервисное обслуживание ранее поставленной техники. Директор ФСВТС напомнил, что первоначально планировалось выдать лицензии 47 предприятиям. Но после проведения детальной проверки стало ясно, что некоторые из них не "потянут" эту работы. В результате первоначальный список был аннулирован и составлен новый. В нем остались 20 компаний из первоначального количества и прибавились 6 новых предприятий. В результате на сегодняшний день 20 компаний уже имеют право на самостоятельную ВЭД.

Результат самостоятельной работы отечественных предприятий на внешнем рынке в сфере поставок запчастей и сервиса за прошедшие три года можно назвать довольно успешными. В 2002 г. запчастей было поставлено на сумму около 130 млн. долларов. В этом году эта сумма составит 300 млн. долл., превысив план на 50 млн. Как видим, за минувшие три года спецэкспортеры увеличили зарубежные поставки запчастей более чем в два раза. Однако, по оценкам экспертов, мировой опыт свидетельствует, что этот сектор может составлять до 30% оружейного экспорта. То есть у спецэкспортеров есть солидный задел для дальнейшего роста....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка