Новый Компаньон
19 октября 2005, 12:43
На "Пермских моторах" снова задумались о будущем
На внеочередном собрания акционеров ОАО "Пермские моторы" будет избран новый состав совета директоров. В списке кандидатов присутствуют уже известные фамилии, что многих акционеров не радует
Источником беспокойства стало наличие в списке будущего состава совета директоров фамилий топ-менеджеров компании, с одобрения которых в 2004 году активы ОАО "Пермские моторы" были выведены в ЗАО "Пермские моторы" (г. Москва), что нанесло ущерб более чем 36 тыс. миноритарным акционерам общества. Протокол заседания совета директоров ОАО "Пермские моторы" от 16 января 2004 года свидетельствует, что при рассмотрении вопроса "Об участии ОАО "Пермские моторы" в качестве одного из учредителей ЗАО "Реформа-Пермские моторы" в уставном капитале ЗАО "Реформа-Пермские моторы" (которое впоследствии передало акции в ЗАО "Пермские моторы") "за" голосовали, в том числе, генеральный директор "Пермских моторов" Николай Ивкин, председатель совета директоров ОАО "Пермские моторы" Юрий Решетников, управляющий директор "Пермского моторного завода" Михаил Дическул.
В результате из ОАО "Пермские моторы" в ЗАО "Пермские моторы" ушли 21,15% акций ОАО "Пермский моторный завод", 24,5% акций ЗАО "Искра-Авигаз", 18,6% ОАО "Энергетик-ПМ", 0,34% акций ОАО "Редуктор-ПМ". Суммарная балансовая стоимость активов составила 169 млн руб., рыночная стоимость пакета, по оценке этого же совета директоров, - 588 млн руб.
Как считают миноритарии, эту сделку можно классифицировать как сделку с заинтересованностью, поэтому она может быть оспорена в соответствии со статьей 83 закона "Об акционерных обществах". Согласно закону подобное решение может быть принято только на общем собрании акционеров большинством голосов из числа незаинтересованных акционеров.
Как стало известно "Новому компаньону" из неофициальных источников, сегодня акционеры "Пермских моторов" разделились на две неравные части. Пессимисты полагают, что перечисленные выше руководители войдут в новый совет директоров холдинга автоматически, поскольку уже были выдвинуты Внешторгбанком и избраны в советы директоров некоторых дочерних предприятий. Оптимисты же надеются, что банк разберется и не допустит к управлению компанией людей, "кинувших" своих акционеров.
Депутат Законодательного собрания Пермской области Виктор Кобелев (генеральный директор ОАО "Пермские моторы" с 1998 по 2001 год) считает факт вывода активов "не слишком законным", поскольку в процессе реализации этой широко известной в российской экономике схемы были допущены грубые нарушения. И излагает свою версию сложившейся ситуации.
По словам Кобелева, во время присутствия на "Пермских моторах" предыдущего собственника - ХК "Интеррос" - подобный вариант развития событий также рассматривался. Тогда топ-менеджерам было предложено пойти по пути "Норникеля", где "интерросовцы" провели аналогичный вывод активов, правда, с несколько иными результатами.
Когда "Интеррос" стал мажоритарным акционером металлургической компании, ее руководители приняли решение перевести активы во вновь созданную "Горную металлургическую компанию "Норникель", в которой они получили квалифицированное большинство. Но после завершения этой операции они произвели обмен акций.
По словам Кобелева, схема, реализованная в ГМК "Норникель", была достаточно сложной, но в итоге все владельцы акций меткомбината стали акционерами вновь созданной компании. При этом каждая акция значительно выросла в цене, на нее стали начисляться дивиденды. То есть миноритарии выиграли, а не проиграли.
"Интеррос", который планировал реализовать подобную схему в рамках моторостроительного холдинга при создании Федерального центра двигателестроения, куда предполагалось собрать активы всех дочерних предприятий, идею осуществить не успел. А группа "Гута" ее скорректировала. В итоге у нескольких десятков тысяч акционеров "Пермских моторов" остались на руках акции, которые сегодня ничего не стоят.
По мнению Виктора Кобелева, в нынешней политике Внешторгбанка, оставляющего в совете директоров многих из тех, кто там был прежде, есть свой резон. Банк - достаточно бюрократическая структура, не имеющая своего промышленного управленческого персонала. Он не намерен ничего ломать на предприятии, пока не видит в этом необходимости, пытаясь сохранить некую стабильность.
Такой подход к формированию совета директоров руководство ВТБ реализует не потому, что желает поощрить топ-менеджеров, которые так удачно вывели активы для передачи их новому владельцу, полагает депутат. Банк не считает их ни молодцами, ни негодяями: оценочный фактор в данной ситуации вообще не работает.
По словам Кобелева, пока банку выгоднее дистанцироваться от этих промышленных активов. Он вводит в совет оптимальное количество представителей, которые не играют определяющей роли (по количеству голосов). Такая позиция исключительно рациональна. Сосредоточенными в руках ресурсами собственник всегда может провести через совет директоров нужное для него решение. Но в то же время он оставляет за собой возможность в случае необходимости отойти в сторону, сказав, что "решение принимали совсем другие люди, не имеющие к банку никакого отношения".
Возможно, спустя некоторое время руководство Внешторгбанка разберется и со свершившимся выводом активов, и с обиженными акционерами, надеется Виктор Кобелев. Он уверен, что схема в любом случае может быть доведена до такого логического конца, который удовлетворил бы все заинтересованные стороны и ликвидировал конфликтную ситуацию.
Другое дело, будет ли заинтересован в этом сам банк. Как полагают аналитики, из промышленных активов "Гуты" банк интересовала только "пищевка". "Пермские моторы" в его портфеле возникли тогда, когда на федеральном уровне появилась идея возрождения отечественного авиапрома. Президент РФ сказал: "Надо!" Но на самом деле никакого конкретного указания на последующие действия не было. Собственно механизм реализации этой идеи не появился до сих пор. Влить в авиастроение в целом и в моторостроение в частности инвестиции при сегодняшнем состоянии бюджета - нет проблем. Однако на самом деле деньги просто не во что вкладывать.
По словам Виктора Кобелева, сегодня есть только общие разговоры и желание хорошо работать, а вот для чего - непонятно: реально отрасль остается "падающей", идеологии ее развития не существует, в составе профильного министерства для авиации ничего не делается.
Поэтому Внешторгбанк на пермской площадке никуда не спешит. Для управления этим промышленным холдингом он взял из бывшей группы "Гута" отдельных специалистов, которые по факту являются работниками банка. Поэтому, предупреждает Кобелев, не надо удивляться, если бывшие "гутовцы" вдруг окажутся в новых органах управления холдингом. Только когда у Внешторгбанка появится потребность взять на себя ответственность за пермскую площадку, можно будет ожидать масштабной революции в управлении.
Хотя 19-20 октября некоторые перемены все же ожидаются. По данным "Нового компаньона", руководителем Управляющей компании "Пермский моторный комплекс" может быть назначен нынешний первый заместитель Александра Иноземцева Владимир Городилов, который прежде был "смотрящим" от "Гуты" и непосредственно контролировал производство. Иноземцеву же, по-видимому, будет предложено вернуться в ОАО "Авиадвигатель" и возглавить конструкторскую работу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы