О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Русская невидимка

В США готовится проект беспилотного истребителя нового поколения с использованием технология "стелс". Между тем, в России уже давно существуют технологии понижения "видимости" любых движущихся объектов

Оборонное ведомство США объявило о намерении продолжить работы по созданию авиатехники, невидимой для радаров. Сейчас готовится проект беспилотного истребителя нового поколения, в котором будет использована знаменитая технология "стелс". Между тем, как удалось выяснить "Новым Известиям", в России уже давно существуют уникальные технологии, с помощью которых может быть существенно понижена "видимость" любых движущихся объектов - от самолета до автомобиля. Все дело в генераторах плазмы, которая, обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения радиолокаторов. Даже самый старый и дешевый истребитель, оборудованный генератором плазмы, по своим характеристикам оставит позади широко разрекламированные и безумно дорогие американские самолеты F-117 и B-2. Как говорят ученые, эти разработки способны произвести революцию в области радиомаскировки.

Исследования в области радиолокационной невидимости ведутся в мире с тех пор как только локаторы стали применяться в военных целях. Еще во время Второй мировой войны немцы покрывали рубки подводных лодок и иные их части, выступающие из воды, специальными материалами, поглощающими излучение радиолокационных станций (РЛС). Снижение радиозаметности позволяло им "прятаться" от радаров во время ночных переходов в надводном положении.

С развитием РЛС и увеличением дальности их работы проблема радиолокационной невидимости вышла на качественно новый уровень. Стратегическая бомбардировочная авиация, крылатые ракеты и иные летательные аппараты засекались противником в воздухе за многие километры от предполагаемых целей. А с появлением эффективных средств ПВО выражения "быть обнаруженным" и "быть уничтоженным" стали синонимами.

"Способы прикрыть самолеты от радиоизлучения обсуждались с начала 60-х годов, - рассказал "НИ" директор Исследовательского центра им. Келдыша Анатолий Коротеев. - В то время в научных журналах как за рубежом, так и у нас в стране стали появляться статьи на данную тему. Резкие, угловатые конструкции, без которых невозможно обойтись в авиастроении, прекрасно отражали сигналы РЛС. Кроме того, самое яркое пятно на экранах станции дают воздухозаборники самолета и его антенны. Ученые начали думать, каким образом прикрыть их и снизить радиозаметность летательного аппарата".

Советский отец "стелс"

В 1966 году советский математик Петр Уфимцев опубликовал в одном из научных журналов свою работу, в которой описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей. По мнению ученого, аппараты, изготовленные из плоских панелей, наклоненных под определенными углами, могут очень эффективно отражать излучение РЛС, в связи с чем достигается отличная радиомаскировка. Впоследствии создатель американских "самолетов-невидимок" Бен Рич признавался, что идею конструкции таких самолетов он почерпнул именно из той статьи. Американские специалисты просчитали по опубликованным формулам параметры нового самолета и пришли к выводу, что подобный аппарат действительно невидим для существующих на тот момент радаров.

Технология "стелс" сама свалилась к ним в руки. Корпорация "Локхид", заручившись поддержкой правительства, начала разрабатывать такой самолет. Причем их работы в этом направлении были настолько засекречены, что главному конструктору документально пришлось сменить имя и фамилию. Исследования шли тяжело. Слишком неустойчивым оказался в воздухе "невидимка", да и его малая радиозаметность была не на высоте. Параллельно спецслужбы США вели планомерную работу, чтобы заполучить в свои руки Петра Уфимцева, подкинувшего американцам эту непростую задачу. В итоге обиженный на невосприимчивость советских властей к "перспективным" идеям, Уфимцев эмигрировал в США и был тут же привлечен к работам по программе "Стелс" (от английского "скрытность").

В августе 1975 года фирмы "Локхид" и "Нортроп" заключили многомиллиардные контракты с ВВС США. Свои первые полеты прототипы F-117 начали совершать еще с 1 декабря 1977 года. И хотя все три экспериментальных образца сверхсекретного самолета в процессе испытаний потерпели крушение, их результаты были оценены как успешные.

Секретные работы по доводке "Стелсов" шли еще много лет.

И лишь в апреле 1990 года состоялась официальная презентация новой машины. На пресс-конференции был показан восьмиминутный фильм и продемонстрировано несколько высококачественных фотографий. После этого F-117A стали участвовать в различных авиационных выставках, в том числе международных, а страницы западных журналов запестрели снимками "самолетов-невидимок".

Серая машина с включенными фарами

По словам специалистов, несмотря на грандиозный эффект, вызванный в мире новыми самолетами, отечественные конструкторы не поддались соблазну скопировать или повторить воспроизведенные американцами технологии. Слишком уж много было у него уязвимых мест.

Тот же главный конструктор F-117 Бен Рич вспоминал, что, увидев первый "Стелс", летчики ужаснулись и заявили: "Эта каракатица никогда не взлетит". Профессионалы были поражены, когда машина все же поднялась в воздух. Секрет состоял в том, что на самолете были установлены мощные компьютеры, которые просчитывали поведение машины в воздухе. Работой элеронов и специальных закрылков они стабилизировали самолет в полете.

Как оказалось, еще в шестидесятые годы в СССР проводились исследования эффективности предложенных Уфимцевым идей. В нескольких конструкторских бюро самолетостроения были построены модели летательных аппаратов. В лабораториях ведущих НИИ с ними проводились интенсивные эксперименты, по результатам которых инженеры пришли к выводу, что конструирование подобных машин по технологиям, названным впоследствии американцами "стелс", по ряду причин нецелесообразно.

"Самолет-невидимка", изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью. По сути, это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому маневру и к высшему пилотажу. Машину можно обнаружить радарами специальной конструкции. Кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными РЛС. Это примерно то же самое, что выкрасить свой автомобиль в незаметный серый цвет в надежде, что его никто не увидит на дороге. Но при этом ехать по ней с включенными фарами".

Принцип теннисного мяча

"Мы приняли решение делать "невидимки" по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах, - продолжает Анатолий Коротеев. - Идея была очень интересной. Если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолет становится невидимым для радаров".

Вот простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернется обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолета и возвращается на приемную антенну. Самолет обнаружен.

Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернется. Сигнал потерян. На этом принципе основаны американские "стелс".

Если же обложить стенку мягкими матами и кинуть в них мяч, то он просто шлепнется об нее, потеряет энергию и упадет рядом со стенкой. Так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолет становится малозаметным для радаров.

По этому принципу было решено создать компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Конструкция получилась небольшой и легкой. Плазменная установка создавала мощные пучки электронов. Воздух ионизировался, и образовывалась плазма с необходимыми характеристиками.

"Необходимо было добиться совместимости плазменного генератора со всеми системами современного летательного аппарата, - говорит сотрудник Центра Келдыша Андрей Головин. - Плазменное облако препятствовало качественной связи с землей. Кроме того, помехи мешали и работе многих электронных систем и авионики. Впрочем, эти проблемы были решены, установка успешно прошла государственные испытания".

Наилучшие результаты эта технология дает при использовании именно на летательных аппаратах. В особенности на больших высотах. Она как минимум не уступает по своей эффективности американским способам снижения радиозаметности, применяемым на пресловутом F-117. Существенное же преимущество генераторов плазмы состоит в том, что их можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС. В том числе и старых образцов. При этом не страдают летно-технические характеристики самолетов. Они способны активно маневрировать при воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа, в чем F-117 чрезвычайно слаб. В отдельных случаях возможно ее применение и на наземной технике, даже на серийных автомобилях.

Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более десяти лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки в авиации существенно затормозилось. "Возможно, какая-то вина в этом есть и со стороны руководства института, - продолжает Анатолий Коротеев. - Уж не очень активно мы продвигали ее в жизнь. Сложное было время. Финансирование сокращалось, военная тематика тормозилась".

Да и сейчас эксперименты в области радионевидимости в Центре им. Келдыша ведутся недостаточно активно. Не хватает все того же финансирования. Однако аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца девяностых годов подобные работы начались и в США. Шила в мешке не утаишь.

"Стелс": успехи и потери

Впервые боевое применение истребителей F-117A было официально зафиксировано во время вторжения американских войск в Панаму в декабре 1989 года. С военной точки зрения их участие в акции не было необходимым. Основной причиной стало желание испытать новую технику в реальной боевой обстановке. Для участия в операции было выделено шесть самолетов F-117A. Применялись самолеты "Стелс" и в ходе первой войны против Ирака в рамках операции "Буря в пустыне". В течение первых суток боевых действий F-117A уничтожили около 30% всех целей, подвергшихся ударам авиации многонациональных сил. В целом в войне против Ирака самолеты F-117A совершили 1272 боевых вылета. Еще одной возможностью отличиться для F-117A стала война против Югославии в марте-июне 1999 года. Они использовались с первого дня для ночных ударов по объектам ПВО, а также по другим важным целям. Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий первого F-117A, который был сбит в 32 км от Белграда в районе деревни Будановцы. 1 апреля на аэродроме Плесо в Загребе совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые повреждения. Еще один самолет этого типа, по сообщениям сербов, был потерян 5 апреля во время атаки на телебашню "Црвени Кот". Летчик катапультировался и приземлился в районе деревни Ремете. 20 мая сербы сообщили, что над Косово МиГ-29 сбил еще один, вероятно, последний в ходе кампании самолет противника, который тоже классифицировали как F-117A. Всего, по данным МО Югославии, в этой войне США лишились трех F-117А. Американцы признают потерю лишь одной "невидимки".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка