О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиастроительные конфигурации меняются

Эксперты расценивают запрет АМКУ на объединение авиапроизводителей как один из последних шансов АНТК им. Антонова занять лидирующие позиции в будущей структуре

Противники создания корпорации "Антонов" получили очередной козырь.

Антимонопольный комитет запретил объединение авиапроизводителей под одной крышей под предлогом чрезмерной монополизации рынка. Данный шаг АМКУ эксперты расценивают как один из последних шансов АНТК им. Антонова занять лидирующие позиции в будущей структуре.

Антимонопольный комитет давно грозился запретить объединение. С формальной точки зрения концентрация авиапрома под одной крышей приведет к монополизации рынка ремонта и обслуживания самолетов Антонова. В корпорацию должны были войти АНТК им. Антонова, столичный "Авиант", Киевский авиаремонтный завод №410 и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие - т. е. практически все предприятия отрасли, работающие в этом сегменте. В ответ в Кабмине заявляли, что концентрация жизненно необходима отрасли и государству в целом. АМКУ на эти уговоры не поддавался и в результате запретил концентрацию. Теперь у участников объединения только один вариант преодолеть вето антимонопольщиков - через специальное решение Кабмина.

Эксперты поговаривали, что за таким решением комитета стоит КБ Антонова, которое активно сопротивлялось объединению в том виде, в котором оно первоначально задумывалось в правительстве. Аргументы антоновцев в Кабинете Министров учли только частично, и тогда КБ избрало тактику "партизанской войны". В суды разных инстанций были направлены иски против одного из основных лоббистов объединения - Харьковского авиазавода. Процесс хоть и медленно, но шел, и 27 мая Президент Ющенко принял решение о создании корпорации. Летом Кабмин утвердил состав участников, а 3 октября - устав корпорации. Но, продвигаясь по данному пути, в правительстве не сразу разобрались, что состав участников может сыграть злую шутку с корпорацией с точки зрения антимонопольного законодательства. Первоначально предполагалось объединить только три предприятия - киевский и харьковский серийные заводы и КБ Антонова. Появление в списке еще и авиаремонтного завода №410, видимо, произошло не случайно. В этом составе корпорация получает мину замедленного действия в виде противоречия с антимонопольным законодательством. Эту версию подтверждает время появления решения АМКУ - как раз в тот самый момент, когда судьба проекта слияния отечественного авиапрома считалась практически решенной.

Добавляет интриги в ситуацию и вопрос о том, кто возглавит корпорацию. За эту должность давно велась борьба между киевлянами и харьковчанами. Ранее однозначным фаворитом в этой гонке были харьковчане во главе с руководителем завода Павлом Науменко. Несколько лет назад харьковский авиазавод принял на себя основное бремя по продвижению и серийному выпуску антоновских региональных самолетов Ан-140 и Ан-74 и всячески лоббировал идею объединения отечественных авиапредприятий в единую структуру. Данная идея подавалась руководителем завода г-ном Науменко с точки зрения того, что ни один украинский авиазавод не сможет самостоятельно запустить серийное производство самолетов, поскольку ему не хватит ни финансовых, ни организационных возможностей. Поэтому надо объединяться и работать вместе.

Опыт харьковчан это явно продемонстрировал. Еще в 2003 г. на авиасалоне в Ле-Бурже г-н Науменко обещал выйти к 2005 г. на выпуск 10-15 самолетов Ан-140 в год. Но судя по данным этого года, предприятие переориентируется с пятидесятиместных Ан-140, которые идут на смену Ан-24, на конвертируемые Ан-74 различных модификаций, которые можно продавать в полтора раза дороже. Однако и эти самолеты завод самостоятельно вытянуть не может. Из предполагавшихся к поставке в текущем году девяти машин реально пока отправлен один Ан-74 в Египет. Данный факт уже вызвал целую серию скандалов. Харьковчане под поставки самолетов взяли кредитов более чем на 1 млрд грн., причем ставки иногда достигали 40% годовых. Их смежники также работают в кредит, поставляя различные узлы на условиях разделения рисков, т. е. производя их за собственный счет, а деньги получали после продажи готового самолета. В условиях, когда производство фактически остановилось и вместо обещанных десятков машин выпускаются единицы, около двух сотен предприятий оказались заложниками ситуации. Кредитный скандал сильно подорвал позиции харьковчан, и Павла Науменко, похоже, уже всерьез не воспринимают.

Однако и другую серьезную кандидатуру найти трудно. "Скамейка запасных довольно коротка, - говорит директор консалтинговой компании "Инфомост" (РФ) Борис Рыбак. - Должность руководителя такой корпорации соизмерима с вице-премьерской по уровню задач. Ему надо одновременно быть квалифицированным специалистом с точки зрения финансов и продаж самолетов и в то же время хорошо разбираться в производственных вопросах. В первом блоке вопросов в Украине мало специалистов, по большому счету, тут надо приглашать иностранцев, в производстве же отечественные авиастроители неплохо разбираются. Но вот найти кандидатуру, совмещающую все эти характеристики, - это большая проблема".

Против такой концепции активно выступал АНТК им. Антонова. Генеральный конструктор КБ Петр Балабуев, также один из потенциальных претендентов на руководство будущей корпорацией, в знак протеста против того, что в правительстве склонялись к харьковскому варианту "объединить и поделить", ушел в отставку и, судя по всему, возвращаться не собирается. Зато появляются все новые и новые претенденты. Как только процесс утверждения устава корпорации перешел в финальную стадию, разгорелся скандал вокруг возвращения по суду на должность руководителя киевского завода "Авиант" Олега Шевченко, которого связывают с командой Виктора Януковича. Он вернулся на предприятие с шумом и демонстрациями протеста, но интересно другое: на митинге был замечен бывший руководитель министерства, ранее занимавший должность главы харьковского авиазавода, Анатолий Мялица, который довольно активно руководил действиями митингующих. При этом звучала мысль о назначении на пост главы корпорации ушедшего на пенсию бывшего руководителя АНТК им. Антонова Петра Балабуева. Зная характер Петра Васильевича, нетрудно предположить, что он не захочет вернуться, и тогда старая гвардия сможет смело лоббировать собственные кандидатуры на эту должность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловая столица». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка