О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Среднемагистральное столкновение

Бразильский авиаконцерн Embraer намерен начать сборку самолетов ERJ-145 в России. Однако, вызывает вопрос, может ли стать ERJ российской сборки конкурентом отечественного самолета RRJ

Бразильский авиаконцерн Embraer намерен начать сборку самолетов ERJ-145 в России. Эту инициативу уже одобрили президенты России и Бразилии на встрече в Москве. Действительно ли заинтересована Россия в таком проекте - большой вопрос: ERJ российской сборки может стать конкурентом отечественного самолета RRJ.

Планы Embraer по выходу на российский рынок получили поддержку президентов России и Бразилии Владимира Путина и Лулы да Силвы.

Министр иностранных дел Бразилии Сельсо Аморим в среду подтвердил, что Embraer намерена строить собственный завод по сборке самолетов ERJ-145 и ищет партнеров в России.

Empresa Brasileira de Aronautica SA (Embraer) - один из крупнейших производителей самолетов в мире, основана в 1969 году по инициативе бразильского правительства. Приватизирована в 1994 году. 60% акций компании владеют пенсионные фонды Previ и Sistel, а также инвесткопания Cia Bonzano. Миноритарными пакетами акций владеют Dassault Aviation, EADS, Snecma и Thales.

Как пояснили в "Газете.Ru" в Роспроме, бразильские власти делают слишком поспешные заявления, и "говорить о строительстве завода пока рано".

Пока подписан только меморандум о сотрудничестве в области авиапрома и "протокол о реализации договоренностей, достигнутых на четвертом заседании межправительственной российско-бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству", в котором сказано только то, что обе стороны с удовлетворением отметили намерение Embraer.

"Но пока мы не располагаем никакими конкретными документами по строительству завода по производству ERJ-145", - отметили в пресс-службе Роспрома. В бразильской же компании пока не комментируют сообщение высших чиновников.

О возможности создания предприятия Embraer на территории России говорилось на авиакосмическом салоне МАКС-2005 после переговоров между руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным и президентом Embraer Маурисио Новисом Ботелью.

ERJ-145 - среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний. Свой первый полет совершил в 1989 году, в 1992 году началась его эксплуатация. Вместимость - 48-50 пассажирских мест.

После переговоров Ботелью особо подчеркнул, что будет создаваться бразильский проект, где бразильская сторона хотела бы иметь контрольный пакет акций. Он также добавил, что подобными заводами Embraer владеет в нескольких странах мира, в том числе в Китае. Роспром обещал разработать конкретный проект к визиту бразильского президента в Москву.

В конце августа генеральный директор "Русских машин" (машиностроительный холдинг, входящий в компанию Олега Дерипаски "Базовый элемент") Петр Золотарев объявил, что авиационный завод "Авиакор", переданный в холдинг, ведет переговоры о строительстве самолетов как Embraer, так и канадских Bombardier на мощностях завода.

Как объяснили "Газете.Ru" в "Русских машинах", переговоры по сотрудничеству с Embraer действительно ведутся, но с августа никакого прогресса не наблюдалось. "У нас по-прежнему есть свободная площадка и рабочие руки, мы готовы предложить их Embraer", - сообщили в "Русских машинах".

Сейчас у российского авиапрома нет в распоряжении самолетов, подобных ERJ-145, но он должен появиться в ближайшем будущем.

Надежда российского авиапрома - региональный самолет RRJ, серийный выпуск которого может начаться уже в 2008 году, - также среднемагистральный пассажирский самолет. Стоимость строительства российского самолета сопоставима с ERJ-145. Правда, даже самая маленькая модификация RRJ рассчитана на большее количество мест: в RRJ-60 может быть установлено 60-63 пассажирских кресел по сравнению с 48-50 в самолете Embraer. Подобные среднемагистарльные самолеты производит и украинский концерн "Антонов" - базовая конфигурация этого самолета рассчитана на перевозку 52 пассажиров.

"Решение о строительстве завода выглядит странно, - недоумевает аналитик ИК "Антанта Капитал" Илья Макаров. - Если строительство скоро начнется, то по срокам начало сборки ERJ совпадет с началом серийного производства RRJ. Будет лишняя конкуренция отечественному производителю.

Кроме того, речь не идет о больших инвестициях: построить цех по производству самолетов будет стоить около $200 млн. Возможно, президенты подписали в большей степени политический, а не экономический документ".

По данным Минтранса России, сегодня российскими авиакомпаниями не эксплуатируется ни один ERJ-145.

В то же время спрос на среднемагистральные самолеты в России сейчас достаточно велик. Так, генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов в кулуарах форума "Крылья России-2005" признавался, что компании помимо 50-52 самолетов RRJ к 2012 году потребуются и самолеты меньшей вместимости.

Сейчас вопрос выбора между Ан-140 и ERJ-145 российскими авиакомпаниями может быть решен только в одну сторону: Ан-140 в два раза дешевле. Кроме того, ввозные пошлины при поставке бразильского самолета съедают еще 40% стоимости самолета, а Ан-140 есть возможность строить в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка