RBC Daily
20 октября 2005, 17:04
Embraer ищет российские таланты
Один из крупнейших производителей самолетов в мире, бразильская компания Embraer, ищет партнеров для производства среднемагистральных пассажирских авиалайнеров в России
Embraer - пятый производитель самолетов в мире. В прошлом году выручка компании составила 3,4 млрд долл., чистая прибыль - 0,4 млрд долл. ЕRJ-145 - небольшой среднемагистральный самолет, первый полет которого состоялся в 1989 г. Он обеспечен современным противообледенительным устройством и противопожарным оборудованием. ЕRJ-145 на 55% его состоит из дюралюминиевых сплавов, на 5% - из стальных деталей, на 35% - из композиционных материалов. Сертификацию ЕRJ-145 в США провели в конце 1996 г., а в Европе - в начале 1997 г.
Вчера со ссылкой на Министерство иностранных дел Бразилии агентство Bloomberg сообщило о том, что Embraer ищет партнеров для производства среднемагистральных пассажирских самолетов в России. По сведениям МИД Бразилии, Embraer заинтересован в строительстве на территории РФ завода по сборке реактивных самолетов ERJ-145 вместимостью 50 пассажирских мест. Информация о планах бразильской компании по развитию бизнеса в России появляется не в первый раз. Многие участники рынка называют процесс поиска ими российского партнера "вялотекущим проектом". В первую очередь из-за того, что Embraer хочет организовать в нашей стране только сборочное производство, передав лицензию, обеспечив производство менеджерским составом и самолетокомплектами. "Таким образом, для того чтобы начать сборку самолетов, от российской стороны потребуется только некая территория и ангар для сборки, - сказал один из источников в отечественном авиапроме, пожелавший остаться неназванным. - О создании нового завода до сих пор речи не шло". Для России это не станет высокотехнологичным проектом, предполагает собеседник RBC daily. Вторым, не менее важным препятствием к реализации данного проекта может стать и то, что западный производитель не собирается инвестировать средства в строительство сборочного производства. Деньги на его создание в России должны найти самостоятельно.
Отечественные участники рынка восприняли сообщение МИД Бразилии без особого энтузиазма. Ближайшим конкурентом реактивного самолета ERJ-145 в России является разработка украинских КБ - турбовинтовой Ан-140, производящийся по лицензии на самарском авиационном заводе "Авиакор". Как считает председатель совета директоров завода Сергей Лихарев, иностранный конкурент отечественного "Антонова" выигрывает только по скорости и энергопотреблению, а по некоторым позициям даже уступает своему аналогу, в первую очередь по дальности перелета и количеству пассажиров. Известие о строительстве бразильцами нового завода для г-на Лихарева большой новостью не было, но комментировать заявление МИД он отказался (скорее всего, из-за того что "Русские машины", куда в настоящее время входит "Авиакор") до сих пор ведет переговоры с Bombardier и Embraer о возможности сборки самолетов на мощностях самарского предприятия). В интервью RBC daily он заявил, что "Авиакор" заинтересован в сотрудничестве с мировыми лидерами в авиастроении и рассматривает все возможности для кооперации, поэтому проект Embraer может представлять интерес для "Авиакора". "Однако это будет иметь экономический смысл только в том случае, если в России предполагается собирать модификацию самолета, которая напрямую не станет конкурировать с самолетом Ан-140, серийное производство которого освоено в Самаре и на который уже имеется существенный пакет заказов", - считает г-н Лихарев.
Embraer в первую очередь рассчитывает на российский рынок сбыта. Но ERJ-145 в нашей стране может оказаться невостребованным. Понимания того, где будет этот самолет эксплуатироваться, нет ни у руководства Роспрома, ни в будущей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Проблема состоит и в том, что до сих пор в России самолеты данной марки не были широко представлены, а значит, не была создана система их технического обслуживания. Кроме того, непонятно, зачем в России создавать производство самолетов ERJ-145, если в итоге они составят конкуренцию на мировом рынке проекту RRJ. "Правительство до сих пор декларировало, что целью создания всей ОАК является снижение конкуренции между производителями внутри страны", - говорит источник RBC daily в Минпромэнерго, пожелавший остаться неназванным. Но директор по связям с общественностью ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова считает, что конкуренции между самолетами не будет - по ее мнению, RRJ и ERJ находятся в разных нишах.
Российские представители производителей иностранных самолетов сомневаются в том, что размещение в России этого предприятия сильно отразится на стоимости авиалайнера. "Разве Ford, собранный во Всеволжске, намного дешевле западного? - задали риторический вопрос в Bombardier. - В первую очередь Embraer будет ориентироваться на внутренний рынок. А сколько машин он сможет переварить? Объективно рынок невелик. Сейчас, если смотреть на сбыт Ан-140, то в год продается 10-15 машин. Предприятия Bombardier производят до 250 машин ежегодно. Непонятно, кому будут продавать остальные машины".
В авиакомпаниях отнеслись к планам Embraer более оптимистично. Заместитель генерального директора "Траверс-Авиа" (эксплуатирует региональные самолеты) Николай Фальков сказал, что "если завод будет построен, то в России появится самолет, который станет вписываться в мировое воздушное пространство". "На сегодняшний день Ан-140 за границей своего потребителя так и не нашел. У авиакомпаний ERJ будет пользоваться большим спросом", - полагает он. Открытие подобных производств поможет сохранить потенциал отечественного авиастроения (в отличие от автопрома). "У бразильцев пакет заказов большой, а мощностей не хватает, так что в Россию они приходят не только с технологиями, но и с полным пакетом заказов", - считает г-н Фальков....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы