О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бизнес на крыле

Собственники частного воздушного судна не ограничены в средствах и могут себе позволить любой интерьер любимого самолета или вертолета

Собственники частного воздушного судна не ограничены в средствах и могут себе позволить любой интерьер любимого самолета или вертолета. По словам специалистов Новосибирского авиаремонтного завода, заказы на такие салоны выполнялись для губернаторов, руководителей предприятий, президента Узбекистана. Обычно это салоны повышенной комфортности, оборудованные музыкальной, видео-, аудиоаппаратурой. Стоимость такой работы нередко превышает $1 млн.

Впрочем, все зависит от пожеланий и средств заказчика. Самый экзотический заказ на переоборудование вертолета выполнялся для президента Судана. Изначально в проекте значилось покрытие золотом всех панелей салона вертолета, золотые ручки дверей, светильники. На сегодняшний день существуют технологии, которые позволяют создавать интерьер салонов самолетов и вертолетов из ценных пород дерева, слоновой кости, драгоценных камней и металлов.

Динамика современного бизнеса предполагает возможность заказывать авиацию - чтобы в кратчайшие сроки добраться до соседнего региона или организовать чартер для корпоративной поездки. Но, несмотря на рост деловой активности в Сибирском регионе, бизнес-авиация и VIP-перевозки здесь пока остаются на зачаточном уровне.

В России бум в сфере перевозок на самолетах делового класса произошел в 2003 году. По разным оценкам, рост спроса на услуги "бизнес-джет" составил от 30% до 80% (на сегодняшний день в Сибирском регионе спрос на услуги деловой авиации составляет 15-20%). Причины популярности деловой авиации очевидны - отечественные бизнесмены больше не хотят зависеть от расписания обычных авиакомпаний. Главное преимущество деловой авиации - возможность без каких-либо ограничений выбирать время вылета и маршрут полета, что позволяет избегать лишних пересадок и, соответственно, дополнительных потерь времени. К тому же деловой самолет обычно оснащен различными офисными принадлежностями (компьютер, факс, телефон). Все это вряд ли могут предложить авиакомпании, обслуживающие массового пассажира.

Центрами активности деловой авиации в России являются Москва и Санкт-Петербург. В регионах, несмотря на развитие бизнеса и увеличение количества визитов в Новосибирск и Красноярск политически значимых и финансово состоятельных VIP-персон, спрос на услуги "бизнес-джет" растет слабо. По единодушному мнению участников сибирского авиационного рынка, это связано с небольшим контингентом пассажиров, которые готовы тратить серьезные средства на услуги деловой авиации. Пока такие заказы в Сибирском регионе носят единичный характер.

По данным компании "Нарз-Алтай Авиа" (сегодня она единственная в Новосибирске имеет право и возможность предоставлять услуги аренды летной техники), средняя стоимость летного часа на вертолете Ми-8 - 35 тыс. руб., на Ми-8 НТВ - 52 тыс. руб. за час. Цены на аренду вертолетной техники в регионе примерно одинаковы. Это подтверждают и в компании "Томск Авиа". По словам заместителя гендиректора "Томск Авиа" Ивана Никитина, средняя стоимость летного часа на самолетах Ан-24 и Ан-26 - 15,5-16 тыс. руб. В стоимость VIP-полетов включаются предоставление персонального воздушного судна, расходы на авиационное топливо, аэронавигационные сборы, страховка пассажиров, сопровождение всего рейса представителем авиакомпании для оперативного решения вопросов в полете, стоянка в аэропортах следования и питание в полете по VIP-классу (впрочем, меню полностью зависит от прихотей пассажира).

При этом отечественные региональные авиакомпании могут предложить своим VIP-пассажирам исключительно российскую технику, переоборудованную для нужд деловой авиации. В основном это самолеты Як-40 и Ту-134. Однако со временем их становится меньше. Например, до 2005 года "Томск Авиа" эксплуатировала Як-40, специально переоборудованный под уровень VIP, но с этого года компания отказалась от полетов на Як-40 из-за его высокой топливозатратности и экономической неэффективности.

Иван Никитин считает, что эксплуатация современной зарубежной авиатехники, способной эффективно работать в сфере деловой авиации, могла бы дать толчок для развития авиауслуг в регионе. Прежде всего за счет более низкой себестоимости полетов. Для сравнения: скорость американского турбовинтового самолета "Цесна Караван" - 340 км/ч, российского Ан-2, который летает на бензине, - 180 км/ч.

Однако для региональных российских авиапредприятий приобрести зарубежную технику сегодня - серьезная проблема. Зарубежная техника, даже если брать ее в лизинг, очень дорогая. Прежде всего, это связано с высокими госпошлинами на ввоз иностранной авиатехники в Россию (более 40% от стоимости самолета), плюс к этому возникают расходы на обучение летного состава и, что необходимо, например, в случае с "Цесной", на сертификацию самолета для полетов в России. По оценкам специалистов авиарынка, все это является основными проблемами развития деловой авиации в регионе - отсутствие доступных отечественных самолетов различной вместимости, дальности и комфорта.

Одной из последних тенденций на рынке деловой авиации стало появление индивидуального воздушного транспорта - руководители крупных компаний приобретают в собственность самолет для личных и корпоративных нужд. Однако, по словам председателя МПО "Сибирский аэросоюз" Сергея Пискунова, в настоящее время в Новосибирске таких частных собственников пока нет. Связано это с особенностями российского Воздушного кодекса, в котором нет такого понятия, как "бизнес-авиация" (а все авиаперевозки делятся на "авиацию общего назначения" и "коммерческую авиацию"). Кроме этого, даже купив в собственность самолет, бизнесмен не сможет получить сертификат эксплуатанта на эту авиатехнику (право на такой сертификат есть только у авиапредприятий). Поэтому фирмы вынуждены сдавать свои воздушные суда в аренду авиакомпаниям. Например, два года назад ПКГ "РАТМ", имевшая в собственности Як-40, передала его в аренду "Томск Авиа", а сейчас и вовсе отказалась от его эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка