Континент Сибирь
24 октября 2005, 17:38
Бизнес на крыле
Собственники частного воздушного судна не ограничены в средствах и могут себе позволить любой интерьер любимого самолета или вертолета
Впрочем, все зависит от пожеланий и средств заказчика. Самый экзотический заказ на переоборудование вертолета выполнялся для президента Судана. Изначально в проекте значилось покрытие золотом всех панелей салона вертолета, золотые ручки дверей, светильники. На сегодняшний день существуют технологии, которые позволяют создавать интерьер салонов самолетов и вертолетов из ценных пород дерева, слоновой кости, драгоценных камней и металлов.
Динамика современного бизнеса предполагает возможность заказывать авиацию - чтобы в кратчайшие сроки добраться до соседнего региона или организовать чартер для корпоративной поездки. Но, несмотря на рост деловой активности в Сибирском регионе, бизнес-авиация и VIP-перевозки здесь пока остаются на зачаточном уровне.
В России бум в сфере перевозок на самолетах делового класса произошел в 2003 году. По разным оценкам, рост спроса на услуги "бизнес-джет" составил от 30% до 80% (на сегодняшний день в Сибирском регионе спрос на услуги деловой авиации составляет 15-20%). Причины популярности деловой авиации очевидны - отечественные бизнесмены больше не хотят зависеть от расписания обычных авиакомпаний. Главное преимущество деловой авиации - возможность без каких-либо ограничений выбирать время вылета и маршрут полета, что позволяет избегать лишних пересадок и, соответственно, дополнительных потерь времени. К тому же деловой самолет обычно оснащен различными офисными принадлежностями (компьютер, факс, телефон). Все это вряд ли могут предложить авиакомпании, обслуживающие массового пассажира.
Центрами активности деловой авиации в России являются Москва и Санкт-Петербург. В регионах, несмотря на развитие бизнеса и увеличение количества визитов в Новосибирск и Красноярск политически значимых и финансово состоятельных VIP-персон, спрос на услуги "бизнес-джет" растет слабо. По единодушному мнению участников сибирского авиационного рынка, это связано с небольшим контингентом пассажиров, которые готовы тратить серьезные средства на услуги деловой авиации. Пока такие заказы в Сибирском регионе носят единичный характер.
По данным компании "Нарз-Алтай Авиа" (сегодня она единственная в Новосибирске имеет право и возможность предоставлять услуги аренды летной техники), средняя стоимость летного часа на вертолете Ми-8 - 35 тыс. руб., на Ми-8 НТВ - 52 тыс. руб. за час. Цены на аренду вертолетной техники в регионе примерно одинаковы. Это подтверждают и в компании "Томск Авиа". По словам заместителя гендиректора "Томск Авиа" Ивана Никитина, средняя стоимость летного часа на самолетах Ан-24 и Ан-26 - 15,5-16 тыс. руб. В стоимость VIP-полетов включаются предоставление персонального воздушного судна, расходы на авиационное топливо, аэронавигационные сборы, страховка пассажиров, сопровождение всего рейса представителем авиакомпании для оперативного решения вопросов в полете, стоянка в аэропортах следования и питание в полете по VIP-классу (впрочем, меню полностью зависит от прихотей пассажира).
При этом отечественные региональные авиакомпании могут предложить своим VIP-пассажирам исключительно российскую технику, переоборудованную для нужд деловой авиации. В основном это самолеты Як-40 и Ту-134. Однако со временем их становится меньше. Например, до 2005 года "Томск Авиа" эксплуатировала Як-40, специально переоборудованный под уровень VIP, но с этого года компания отказалась от полетов на Як-40 из-за его высокой топливозатратности и экономической неэффективности.
Иван Никитин считает, что эксплуатация современной зарубежной авиатехники, способной эффективно работать в сфере деловой авиации, могла бы дать толчок для развития авиауслуг в регионе. Прежде всего за счет более низкой себестоимости полетов. Для сравнения: скорость американского турбовинтового самолета "Цесна Караван" - 340 км/ч, российского Ан-2, который летает на бензине, - 180 км/ч.
Однако для региональных российских авиапредприятий приобрести зарубежную технику сегодня - серьезная проблема. Зарубежная техника, даже если брать ее в лизинг, очень дорогая. Прежде всего, это связано с высокими госпошлинами на ввоз иностранной авиатехники в Россию (более 40% от стоимости самолета), плюс к этому возникают расходы на обучение летного состава и, что необходимо, например, в случае с "Цесной", на сертификацию самолета для полетов в России. По оценкам специалистов авиарынка, все это является основными проблемами развития деловой авиации в регионе - отсутствие доступных отечественных самолетов различной вместимости, дальности и комфорта.
Одной из последних тенденций на рынке деловой авиации стало появление индивидуального воздушного транспорта - руководители крупных компаний приобретают в собственность самолет для личных и корпоративных нужд. Однако, по словам председателя МПО "Сибирский аэросоюз" Сергея Пискунова, в настоящее время в Новосибирске таких частных собственников пока нет. Связано это с особенностями российского Воздушного кодекса, в котором нет такого понятия, как "бизнес-авиация" (а все авиаперевозки делятся на "авиацию общего назначения" и "коммерческую авиацию"). Кроме этого, даже купив в собственность самолет, бизнесмен не сможет получить сертификат эксплуатанта на эту авиатехнику (право на такой сертификат есть только у авиапредприятий). Поэтому фирмы вынуждены сдавать свои воздушные суда в аренду авиакомпаниям. Например, два года назад ПКГ "РАТМ", имевшая в собственности Як-40, передала его в аренду "Томск Авиа", а сейчас и вовсе отказалась от его эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы