О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Не убийца-мститель, а несчастная жертва трагедии"

В Цюрихе начинается суд над россиянином В. Калоевым. Он обвиняется в умышленном убийстве авиадиспетчера компании Skyguide П. Нильсена

Сегодня в Цюрихе начнется суд над россиянином Виталием Калоевым. Он обвиняется в умышленном убийстве авиадиспетчера компании Skyguide Петера Нильсена. Именно его архитектор из Северной Осетии считает виновником авиакатастрофы, произошедшей над Боденским озером в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, в которой Калоев потерял жену Светлану, 4-летнюю дочь Диану и 10-летнего сына Костю. Всего тогда погиб 71 человек.

Для того чтобы поддержать Виталия Калоева, из Северной Осетии в Цюрих отправилась целая делегация - родственники, депутаты парламента республики, бизнесмены и юристы. Как частное лицо к группе поддержки присоединился даже Таймураз Мамсуров. "Он будет присутствовать на суде не как глава республики, а как соотечественник, обеспокоенный судьбой земляка. Это чисто человеческая акция, и именно такой ее и надо воспринимать" - так прокомментировали визит в его пресс-службе. Мамсуров, кстати, дважды навещал Калоева в швейцарской тюрьме.

В Северной Осетии к нему относятся особо - он, как и многие его соотечественники в Беслане, потерял семью.

Напомним, трагедия произошла в небе Германии в 120 км от Штутгарта. На высоте 10 960 м столкнулись вылетевший из аэропорта Домодедово пассажирский Ту-154 "Башкирских авиалиний" и почтовый Boeing 757 компании DHL, следовавший из Бахрейна в Брюссель. Погиб 71 человек: 2 пилота Boeing, 12 членов экипажа и 57 пассажиров Ту-154, среди которых было 48 детей из Башкирии, летевших на отдых в Испанию.

В мае 2004 года Skyguide, в зоне ответственности которой произошло столкновение, была признана главным виновником ЧП. Как показали выводы Бюро по расследованию авиакатастроф (BFU, Германия), в момент трагедии в Skyguide велись профилактические работы, многие телефонные линии были отключены, а связь с самолетами держал лишь один из двух положенных по инструкции диспетчеров - Петер Нильсен. Именно его ошибка и привела к катастрофе. По мнению экспертов BFU, ситуация развивалась следующим образом. Спустя несколько минут после того, как Нильсен принял контроль над Ту-154, в одном эшелоне с российским лайнером показался Boeing. Первым на эту опасную ситуацию обратил внимание авиадиспетчер, дежуривший в контрольном центре германского города Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном, однако телефоны в офисе Skyguide молчали. Через некоторое время автономная техническая система TCAS отдала пилотам Ту-154 команду уйти в верхний эшелон, в то время как Нильсен, обративший наконец внимание на сложившуюся ситуацию, в спешке, напротив, приказал им снизиться. Летчики выполнили его указание. После этого катастрофы было уже не избежать. Стоит отметить, что следствие по этому делу до сих пор не закончено и виновные официально не названы.

Все время, пока шло разбирательство, имя Нильсена держалось в строжайшем секрете. Калоев оказался единственным из числа родственников погибших, кто попытался провести собственное расследование причин авиакатастрофы. В конце 2003 года он встретился с директором Skyguide Аленом Россье и попросил его прокомментировать распечатку разговора диспетчера Нильсена с экипажем Ту-154, и тот косвенно подтвердил вину своего сотрудника.

Впрочем, в личном общении с Нильсеном Калоеву отказали, и он сам начал искать с ним встречи. "Я решил заставить его покаяться. Я ему хотел показать фотографии своей убитой семьи, а потом позвать на телевидение, чтобы они - Нильсен и Россье - перед камерой принесли мне официальные извинения", - вспоминал Калоев во время следствия.

24 февраля 2004 года он пришел к дому Нильсена в пригороде Цюриха. Однако открывший дверь диспетчер не захотел говорить с Калоевым. Более того, Нильсен даже отмахнулся от гостя, который протянул ему фотографии погибших жены, сына и дочери. Снимки полетели на землю. Задержанный на следующий день Калоев утверждал, что не помнит, что произошло дальше. Однако свидетелями расправы оказались жена и трое детей диспетчера, на глазах у которых и произошло убийство.

В течение года россиянин содержался в психиатрической клинике города Райнау в связи с вероятностью самоубийства. В марте 2005 года медики пришли к выводу, что состояние Калоева не внушает опасений. Его перевели в тюрьму города Регенсдорф (кантон Цюрих), где в мае предъявили обвинение в умышленном убийстве Нильсена (по швейцарским законам - от 5 до 20 лет лишения свободы).

Таймураз Мамсуров пообещал при любом решении суда сделать все, чтобы Калоев отбывал наказание в России. А родители погибших детей из Башкирии, в свою очередь, написали письмо президенту Швейцарии в поддержку россиянина. "Виталий Калоев не убийца-мститель, а несчастная жертва трагедии, полностью разрушившей его жизнь, - уверены они. - До сих пор расследование катастрофы над Боденским озером и смерти 71 человека, включая 45 башкирских детей, не закончено и никто не осужден. За три года даже не были приняты никакие административные меры. При этом хватило чуть больше года, чтобы Калоев, убивший жителя Швейцарии, предстал перед судом. В этой ситуации как не взбунтоваться против равнодушия и цинизма виновных в катастрофе, пытающихся всеми возможными способами избежать ответственности? Если бы извинения Skyguide были принесены вовремя, вероятно, он (Нильсен) был бы еще жив"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка