О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Схватка вертолетостроителей ценой в полтора миллиарда долларов

Сразу же после объявления тендера на легкий многоцелевой вертолет, предназначенный для замены старых вертолетов армейской авиации США, развернулась нешуточная схватка ведущих мировых производителей

Сразу же после объявления тендера на легкий многоцелевой вертолет (LUH), предназначенный для замены старых вертолетов армейской авиации США UH-1 и ОН-58, развернулась нешуточная схватка ведущих мировых вертолетостроителей. Приз победителю тендера стоит того, чтобы за него побороться - почти полтора миллиарда долларов (1,3 млрд.долл.).

Сухопутные войска (СВ) США планируют закупить более 300 вертолетов LUH. Вертолеты должны будут выполнять широкий круг задач, включая медицинскую эвакуацию, перевозку пассажиров и материально-технических средств, а также задачи внутренней безопасности. Планируется, что основную массу вертолетов, которые будут заменены, получит национальная гвардия.

Интересно, что впервые в схватке за военный заказ США непосредственно столкнулись интересы европейцем и американцев. Против американских Bell 210 и MD Explorer европейцы в лице AgustaWestland и Eurocopter предложили АВ139 и ЕС145.

AgustaWestland. Для участия в тендере AgustaWestland объединилась с американской компанией L-3 Communications Integrated Systems (L-3/IS). Единая команда будет предлагать US139. US139 - это американский вариант сертифицированного FAA двухдвигательного вертолета АВ139. Вертолет может перевозить до 15 пассажиров (или 4 носилок и 6 пассажиров), с крейсерской скоростью полета свыше 300 км/час (305 км/ч) и массой полезной нагрузки 2720 кг. На своем заводе, расположенном в г. Waco (шт. Техас), L-3/IS будет осуществлять окончательную сборку и комплектацию вертолетов, оснащать их специальной авионикой. Кроме того, L-3/IS будет выполнять и логистическое обеспечение вертолетов US139. Компания L-3/IS уже модернизировала более 15000 ЛА свыше 125 типов. В настоящее время она осуществляет логистическое обеспечение 40% парка АА США, а также большую часть винтокрылой техники ВМС, КМП и береговой охраны США. Наконец, L-3/IS выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту вертолетов национальной гвардии СВ США и департамента национальной безопасности.

Вступая в схватку, AgustaWestland собрала высокопрофессиональную интернациональную команду по производству, поставке и сопровождению эксплуатации US139. Кроме основных партнеров, в команде принимают участие Pratt & Whitney (двигатель РТ6С-67С) и Honeywell (интегрированный комплекс авионики Primus Eric). Наряду с высокими ЛТХ, возможностями и размерами, US139 удовлетворяет новым требованиям FAR/JAR 29. У вертолета большие потенциальные возможности рыночного роста.

Eurocopter. В рамках предложения Eurocopter вертолетов UH-145 общее управление программой за североамериканским отделением EADS, логистическое обеспечение будет вертолетов осуществлять Sikorsky Aircraft. У Sikorsky нет легких многоцелевых вертолетов, чтобы участвовать в тендере, но у компании богатый опыт по логистическому обеспечению военных вертолетов и самолетов.

UH-145 - это вариант вертолета ЕС145, который выпускается с 2002 года для правоохраны, полувоенных организацией, скорой медицинской помощи, оффшорных операторов и корпоративных заказчиков Америки и всего мира.

Кроме Sikorsky, к интернациональной команде присоединяются West Wing Technologies из г. Хантсвилл (шт. Алабама), специализирующаяся на интеграции вертолетных систем, обеспечении разработки и управления программы, а также САЕ г. Тампа (шт. Флорида) - на тренажеры и учебно-тренировочная подготовка.

MDHI предлагает MD Explorer. По мнению руководства компании, именно MD Explorer лучше других удовлетворяет требованиям программы по соотношению летно-технические характеристики - стоимость. Для участия в тендере MDHI объединяется с Lockheed Martin.

MD Explorer - двухдвигательный вертолет, в эксплуатации с апреля 1995 года. Это первый из двухдвигательных легких вертолетов, сертифицированный FAA и JAA по категории "А" для полетов по приборам в составе одного члена экипажа. В аварийной ситуации вертолет способен продолжить полет с одним отказавшим двигателем.

Bell 210 - это гражданский, сертифицированный вариант вертолета UH-1H. По мнению руководства компании, В210 соединит высокие летно-технические характеристики с существующей базой логистического обеспечения, низкой стоимостью и небольшими прямыми эксплуатационными расходами.

На вновь построенный фюзеляж UH-1H Bell устанавливает агрегаты динамической системы с Вell212 (втулка и лопасти НВ, РВ, трансмиссия, агрегаты системы управления) и хвостовую балку, а также сертифицированный FAA двигатель Honeywell Т-53-517В. В итоге получается сертифицированный однодвигательный средний многоцелевой вертолет с полным ресурсом.

В210 - коммерческий вертолет, который будет эксплуатироваться менее чем за 550 долл. в час и который позволит СВ не тратить средства на разработку и подготовку системы логистического обеспечения, получив все преимущества мировой системы обеспечения компании запасными частями, силами, средствами и документацией. По существу, программа В210 аналогична ТН-67, которая в настоящее время уже работает в форте Рюкер (шт. Алабама). По сравнению с UH-1H, у В210 масса полезной нагрузки будет на 290 кг больше. Вместе с гарантиями и 40% снижением эксплуатационных расходов, стоимость B210 составит 3 млн. долл. Аналогичный по размерам коммерческий вертолет стоил бы 5 млн. долл.

Некоторые характеристики участников тендера

НаименованиеMDEC145AB139Bell 210
Взлетная масса, кг294835856000
Вместимость, чел.1+7 (2+6)2+82+151-2+14-15
Мощность, л.с.7097381679
Дальность полета, км480680821
Крейсерская скорость полета км/час250246309

Подведем некоторые итоги.

Во-первых, американцы очень любят свои вертолеты, поэтому тендер на легкий многоцелевой вертолет для СВ США - это общенациональное событие для всей Америки. И впервые в столь важном военном тендере США принимают участие европейцы.

Во-вторых, на военный конкурс представлены сертифицированные (FAA и JAA) вертолеты.

В-третьих, практически все участники тендера объединились в интернациональные команды, в каждой из которых представлены гранды американской авиационно-строительной отрасли.

В-четвертых, в качестве многоцелевого вертолета одного из лидеров и законодателей будущей армейской авиации рассматривается легкий двухдвигательный винтокрыл.

В-пятых, от итогов данного тендера во многом зависит исход следующей схватки вертолетостроителей за еще один из "лакомых кусочков военного пирога" США - впереди тендер на спасательный ЛА для ВВС США.

У нас будет возможность понаблюдать, как же будут развиваться события в схватке за 1.3 млрд.долл., но если абстрагироваться и попытаться пофантазировать: кто победит?

Скорее всего, первым из борьбы вылетит MD Explorer. Никогда еще небольшая "семейная" компания не побеждала в столь важном национальном тендере. После вылета MD борьба по существу развернется между ЕС и Bell. В последние годы американская "любимица" ничего не смогла противопоставить на мировом вертолетном рынке легким двухдвигательным машинам Eurocopter ЕС135 и ЕС145 (дальнейшее развитие известной ВК117), поэтому и была вынуждена предложить сразу два варианта: свой "дешевый" 210 и более "дорогой", совместный АВ139.

Если стратегия Bell строится на акценте на национальность производителя ("покупать американское"), а не на летно-техническое и экономическое совершенство, то Eurocopter, который четко понимает, что победить именно в этом американском тендере практически невозможно, борется за свои будущие позиции на американском вертолетном рынке. Отсюда можно сделать предположение, что победит Bell. Вопрос лишь в том, какой вариант выберут американские военные: "дешевый" или "дорогой"? Как показывают последние события, денег на вертолеты американцы не жалеют, да и тенденция смешения многоцелевых вертолетов к большей массе набирает обороты, то вполне может победить АВ139. Несмотря на "молодость" программы, для этого у нее есть все потенциальные возможности....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка