О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Две дороги в "Шереметьево"

РЖД и аэропорт "Шереметьево" не могут поделить проект строительства железнодорожной ветке до аэропорта на $120 млн. После семи лет споров они решили строить каждый свою дорогу

"Российские железные дороги" и аэропорт "Шереметьево" не могут поделить проект на $120 млн. Семь лет они спорили, кто построит железнодорожную ветку до аэропорта, и, не договорившись, решили строить каждый свою дорогу.

В 2004 г. выручка "Шереметьево" по РСБУ составила 4,3 млрд руб., чистая прибыль - 0,7 млрд. Выручка РЖД по МСФО в 2004 г. - 652,3 млрд руб., чистая прибыль - 76,6 млрд руб. Обе компании на 100% принадлежат государству.

"Шереметьево" - единственный аэропорт Москвы без прямого железнодорожного сообщения. Электрички до "Домодедово" запустили еще в 2002 г., до "Внуково" - этим летом. Проект ветки до "Шереметьево" был готов в 1997 г. Ее планировалось построить вместе с новым терминалом "Шереметьево-3". Однако участники проекта - РЖД и аэропорт так и не договорились, на чьи деньги будет построена дорога.

Отчаявшись, "Шереметьево" в ноябре 2004 г. запустило специальный маршрут с Савеловского вокзала с пересадкой на автобусы в подмосковной Лобне. Затем аэропорт решил сам найти деньги для строительства ветки - шестикилометрового ответвления от основной дороги - и летом учредил оператора проекта - 100%-ную "дочку" "Аэроэкспресс". Ей "Шереметьево" поручило разработать ТЭО, оформить права на землю и найти соинвестора, которому аэропорт готов был передать до 75% акций "Аэроэкспресса". Всю стройку "Шереметьево" оценило в 3,5 млрд руб., а срок окупаемости проекта - в пять лет. Деньги должны вернуться из прибыли от продажи билетов.

Но РЖД вдруг решила сама заняться стройкой. Как стало известно "Ведомостям", под новую ветку монополия уже зарезервировала 1,9 млрд руб. в проекте инвестпрограммы на 2006 г. Проект РЖД прорабатывает самостоятельно и соглашений с "Шереметьево" пока не подписывала, рассказал "Ведомостям" один из менеджеров компании. "Такие перевозки приносят неплохой доход, и нам проект выгоден", - добавляет он. Домодедовские электрички, по данным аэропорта, за первое полугодие перевезли 1,5 млн человек. Цена билета - 120 руб. Таким образом, РЖД могла заработать на этом маршруте 180 млн руб. полугодового дохода.

"Шереметьево" пока оставило за собой вторую часть проекта - строительство двух терминалов на Савеловском вокзале и в "Шереметьево-2", рассказывает гендиректор "Аэроэкспресса" Владимир Петров. К середине декабря "Аэроэкспресс" организует "временный" терминал на вокзале, арендовав два этажа в здании и поставив стойки регистрации. А к концу 2007 г. построит отдельное здание, когда будет готова прямая ветка, рассказывает Петров. Однако пассажиров компания хочет возить сама, купив или взяв поезда в лизинг у РЖД.

"Правая рука не знает, что делает левая", - возмущается чиновник Минэкономразвития. Свою инициативу РЖД ни с кем не согласовала, планируя представить все в инвестпрограмме к ноябрьскому заседанию правительства. "Но в таком виде мы это не одобрим", - добавляет чиновник. Для РЖД этот проект "копеечный", компании нужно договориться с аэропортом, объясняет он. Согласованности хочет и Минтранс. "Нам нужна эта ветка и как можно быстрее - мало того, что сам аэропорт перегружен, так и добраться до него невозможно из-за пробок на Ленинградском шоссе", - негодует один из сотрудников ведомства.

"Мы предлагали РЖД объединить проекты и стать нашими акционерами, но ответа пока нет, - сетует Петров из "Аэроэкспресса". - Однако мы продолжаем искать партнеров, и интерес к проекту есть". В числе интересантов - "Терминал", строящая "Шереметьево-3" "дочка" "Аэрофлота". В РЖД от комментариев воздерживаются, отмечая, что "официальных предложений" от "Шереметьево" к монополии "не поступало". А гендиректор "Терминала" Кирилл Будаев интерес к проекту подтвердил, но отметил, что о деталях пока говорить рано.

Впрочем, участники рынка сомневаются, что РЖД оставит "Аэроэкспресс" самостоятельным оператором. "Такой практики нет нигде - и для "Внуково", и для "Домодедово" услугу перевозки полностью предоставляет РЖД, ей же достается основная выручка", - замечает первый заместитель гендиректора "Внуково" Виталий Ванцев. "А самому аэропорту не вытянуть весь проект, и инвесторов он вряд ли найдет", - добавляет он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка