О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Як-54 взял курс на "Прогресс"

По инициативе ОКБ "Яковлева" серийное производство самолетов Як-54 будет перенесено из Саратова с ЗАО "САЗ" в Арсеньев на завод "Прогресс"

Как стало известно "Ъ", по инициативе ОКБ "Яковлева" серийное производство самолетов Як-54 будет перенесено из Саратова на завод "Прогресс" (Арсеньев, Приморский край). Речь идет о контракте на сумму около $10 млн. И в "Прогрессе", и в "Яковлеве" заявляют о том, что это вынужденная мера - Саратовский авиационный завод не справляется с выполнением контрактов. Руководство САЗ от комментариев отказывается. Наблюдатели объясняют возможное закрытие производства Як-54 на ЗАО "САЗ" просчетами менеджеров предприятия, не сумевших загрузить завод заказами, и предполагают, что на решение ОКБ "Яковлева" повлиял НПК "Иркут", аффилированная с ним и заинтересованная в размещении заказа на "своем" предприятии.

Как стало известно "Ъ", на арсеньевском заводе ОАО "АКК "Прогресс"" в ближайшее время будет начато производство легких самолетов Як-54. Об этом "Ъ" сообщил гендиректор "Прогресса" Юрий Денисенко. "Сегодня производственная программа находится в стадии проработки", - уточнил господин Денисенко. Эту информацию подтвердили и в ОКБ "Яковлева". Правда, главный конструктор ОКБ Дмитрий Драч отказался сообщать подробности сделки, сообщив лишь, что "на "Прогрессе" будет окрыто второе производство Як-54 большего объема, нежели на ЗАО "САЗ".

Между тем, как сообщил "Ъ" информированный источник в ОКБ, речь идет о контракте на производство примерно 50 самолетов Як-54 общей стоимостью порядка $10 млн. "Часть машин пойдет во Францию, а часть - на внутренний рынок для РОСТО", - уточнил источник. По словам господина Денисенко, освоение производства Як-54 на мощностях "Прогресса" возможно благодаря технологическим заделам, созданным при производстве самолетов Як-55 (с некоторыми изменениями аналогичных Як-54). По утверждению гендиректора компании, имеющийся производственный потенциал арсеньевского завода позволяет постановить на поток производство 54 ЯКов в кратчайшие сроки и практически без привлечения инвестиций.

Главной причиной переноса производства "Яков" в Приморье в ОКБ "Яковлева" называют то, что Саратовский авиазавод не справляется с выполнением контрактов. "В прошлом году САЗ не выполнил госзаказ на поставку трех машин для ВВС России", - сообщили в ОКБ "Яковлева". По мнению источника "Ъ" в ОКБ, цена самолетов ОАО "САЗ" явно завышена - стоимость одного Як-54, ориентируясь на зарубежные аналоги, не должна превышать $160 тыс., в то время как на заводе она составляет $180-190 тыс. При этом, подчеркнул источник, "судя по всему, производство самолета на Саратовском авиазаводе будет вообще свернуто".

Акции ОАО "Саратовский авиационный завод" (ЗАО "САЗ") распределены между сотрудниками предприятия. Завод занимается ремонтом, модернизацией и строительством пассажирских авиалайнеров Як-42 и легких самолетов Як-54. В 2004 году построил три самолета Як-54 и один - Як-42. Объем производства составил около $13 млн. Контрольный пакет акций АКК "Прогресс" принадлежит государству. Остальные распределены между физлицами. Производит вертолеты Ка-50 ("Черная акула"), Ка-52 ("Аллигатор"), Ми-34С; самолеты Як-55 и Як-55М. По официальным данным, прибыль за 2004 год составила около 80 млн рублей.

Гендиректор ЗАО "Саратовский авиационный завод" Александр Ермишин уклонился от комментариев по поводу потери серьезного контракта, "уходящего" в Приморье. Заметив только, что "Як-54 не определяет судьбу авиации России".

Между тем и участники рынка авиастроения в числе главных проблем САЗа видят неграмотную политику менеджмента предприятия, который не может обеспечить завод заказами, в связи с чем достаточно мощный авиазавод работает с минимальной загрузкой, выпуская по 3-4 самолета в год.

Кроме того, высокопоставленный источник "Ъ" в правительства Саратовской области, пожелавший остаться неназванным, уверен, что в "освобождении" ОАО "САЗ" от производства Як-54 не обошлось без НПК "Иркут". "Менеджмент конструкторского бюро "Яковлева" очень близок к НПК "Иркут", который контролирует АКК "Прогресс" - налицо лоббирование интересов арсеньевской авиационной компании", - убежден источник "Ъ" в саратовском региональном правительстве.

Между тем в "Иркуте" свою связь с "Прогрессом" вчера не подтвердили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Волгоград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка