О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Цеппелины выходят из оцепенения

Агентство DARPA объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля. Проект получил название Walrus ("Морж")

Конгресс США одобрил программу строительства дирижаблей проекта WALRUS HULA (Hybrid Ultra Large Aircraft). Общая стоимость 15 таких воздушных судов, включая обслуживание в течение 30 лет этих 500-тонных гигантов, составит 11 млрд. долларов.

Легендарное - пожалуй, можно сказать и так, если вспомнить об определяющем вкладе в создание сети интернет - Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля. Проект получил название Walrus ("Морж").

Тактико-технические данные этого будущего монстра воздухоплавания действительно впечатляют: грузоподъемность - от 500 до 1000 тонн, дальность действия - более 22 тыс. км, время пребывания в полете - не менее недели. Для сравнения: самый большой дирижабль в мире - американский "Акрон", летавший в 30-е годы прошлого века, - имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5-7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки.

Вообще, если посмотреть на историю дирижаблестроения, то, несомненно, расцвет этих летательных аппаратов приходится именно на 20-30-е годы ХХ века. Все было поставлено на широкую ногу: у нас в стране, например, существовала даже специальная правительственная организация - Дирижаблестрой СССР. Но серия катастроф - погибли американские дирижабли "Шенандоа", тот же "Акрон" и "Мэкон", английский Р-101 и французский "Диксмюде", - казалось, навсегда похоронила саму идею использования этих летательных аппаратов в серьезных проектах…

И вдруг авторитетное исследовательское подразделение Пентагона, DARPA, проявляет такой интерес к "ретро-технике". С чего бы?

В общем-то, военные и не скрывают, что дирижабли их привлекают по сумме достоинств: высокая грузоподъемность, способность подолгу находиться в полете на высотах 30-50 км (т.е. там, где они становятся неуязвимы для атак с земли). Практически дирижабль, заказанный DARPA, будет сочетать в себе достоинства спутника-шпиона и самолета-разведчика.

Тут существует, правда, одна проблема - политическая. В отличие от космоса стратосфера не является зоной, свободной для полетов аппаратов всех стран. Стратосфера над каждым государством - это его воздушное пространство, суверенная территория.

"Почему американцы именно сейчас занялись этим проектом? Потому что они не боятся, что мы будем сбивать эти дирижабли, мы просто не захотим этого делать, - считает Валентин Белоконь, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. - А больше сбивать некому, особенно - над водой. Американцы будут следить за китайскими или иранскими подводными лодками, чтобы усилить свое доминирование в мире".

Как бы там ни было, но подрядчиками на первой стадии создания летающего "Моржа", как сообщает официальный пресс-релиз DARPA, стали две известные корпорации: Lockheed Martin Corp. и Aeros Aeronautical Systems Corp. Первая потратит на разработки около 3 млн. долл., вторая и того больше - 3267 тыс.

И все-таки, помимо военно-прикладного значения, в данном случае весьма интересны и технологические детали проекта Walrus. Уже сейчас известно, что концепция предусматривает создание не дирижабля в "чистом виде", а аппарата, который будет тяжелее воздуха. Подъемную силу будет создавать комбинация из аэродинамических компонентов, двигательной установки, а также собственно газа, которым будет наполнен баллон.

"Аэродинамические компоненты" упоминаются в этом сообщении отнюдь не случайно, - подчеркивает Валентин Белоконь. - Самое интересное как раз - геометрия этого дирижабля. У нас еще в середине 70-х годов под руководством члена-корреспондента АН СССР, заместителя Туполева, Сергея Егера начали строить дирижабль, который похож на сплющенный бублик - эдакое летающее кольцо. У него должны были быть от 4 до 6 турбовинтовых двигателей. Грузоподъемность - 150 тонн. Причем предполагалось использовать этот дирижабль для перевозки никеля из Норильска. Проект был доведен, что называется, "до заклепки", но аппарат так и не начали строить - умер Сергей Егер".

Расчеты и аэродинамические эксперименты показали, что этот сплющенный "бублик" при наличии профилировки создает подъемную силу. Другими словами, это должно было бы быть летающее кольцевое крыло. Очень эффективная конструкция с точки зрения аэродинамики.

Американский "Морж", насколько можно судить из самых предварительных эскизов, будет иметь классическую, сигарообразную форму. Правда, поперечный разрез этой сигары не круглый, а скорее напоминает равнобедренный треугольник с сильно скругленными углами.

Вообще Пентагон, кажется, решил не мелочиться. Еще одна американская компания - JP Aerospace по заказу военного ведомства разрабатывает совсем уж монструозный дирижабль. Даже название проекта отсылает нас к какому-то роману в жанре фэнтези - Dark Sky Station. Длина дирижабля - не поверите! - 1,8 километра. Высоты полета - от 30 до 42 километров. Другой дирижабль-челнок будет курсировать между землей и базовой станцией.

А вы говорите неопознанные летающие объекты…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка