О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Транспорт теряет специалистов

Образование и подготовка специалистов еще не стали приоритетной задачей для транспортной отрасли страны, - отметил министр транспорта И. Левитин

"Образование и подготовка специалистов еще не стали приоритетной задачей для транспортной отрасли страны", - отметил в среду в своем вступительном слове на коллегии министерства транспорта РФ, посвященной проблеме обучения работников отрасли, министр Игорь Левитин. Этой важнейшей сфере российской экономики уже сейчас остро не хватает специалистов. А это ставит под угрозу безопасность на транспортных магистралях, а также способность отрасли обеспечить необходимый объем перевозок для решения задачи удвоения ВВП.

Заместитель министра транспорта Сергей Аристов в своем докладе констатировал, что спрос на транспортные услуги растет, а вот специалистов не хватает. До недавнего времени профессиональное образование вообще влачило жалкое существование, когда преподавателям не платили зарплату, отключали отопление и электричество, да и многие училища вообще закрывались. Теперь вот отрасль, а вместе с ней вся страна пожинают плоды такой политики. Суть проблемы в том (и она касается не только транспорта, но и всей экономики страны), что государство не может выделить достаточно средств для содержания училищ, а сам бизнес отнюдь не спешит вкладывать деньги в подготовку кадров для себя. Мол, все равно государство их учит так, что потом приходится переучивать непосредственно на производстве.

Как заметил Аристов, министерство транспорта предлагало авиакомпаниям, в которых кадровый голод особенно велик, начать частичную подготовку пилотов по прямым договорам с летными училищами. Но в авиакомпаниях поддержки это предложение не нашло. Только авиакомпания "Сибирь" заключила договор на подготовку 10 пилотов в год. Сейчас на обучение одного студента в соответствии с нормами государство выделяет 21,5 тысячи рублей в год, хотя подготовка одного моряка обходится в 182,5 тысячи рублей, а одного пилота - 285 тысяч. А со следующего года летчики вообще будут обходиться в 600 тысяч рублей, поскольку по нормам ИКАО налет должен увеличиться с 60 до 150 часов, а топливо нынче очень дорогое. Так что увеличение финансирования не решает проблемы. Московский институт гражданской авиации попытался "выкрутиться" - разработал программу, сокращающую сроки обучения с 5 до 4 лет, однако для этого нужны новая техника и тренажеры. Это опять дополнительные деньги. Как заметил ректор Санкт-Петербургского института гражданской авиации Михаил Смуров, на учебных самолетах Ан-2 летчиков по требованиям ИКАО не подготовишь.

А тем временем, свежеподготовленных российских специалистов начали активно перекупать не только развивающиеся государства, но и развитые страны. Там подготовка специалистов-транспортников стоит еще дороже, поэтому им выгоднее экономить за наш счет. В прошлом году все 20 выпускников Государственной морской академии имени адмирала Макарова, распределенные в Мурманск, так и не прибыли в город, поскольку в поезде были завербованы для работы на иностранных судах.

Если говорить в целом о транспорте, то сейчас выпускается всего 70% необходимых отрасли специалистов. В авиации к 2007 году большое количество пилотов достигнут 50-летнего возраста и будут списаны на землю. Жесткой критике была подвергнута работа учебных заведений в автомобильном транспорте. Они выпускают довольно большое количество специалистов среднего звена, а заполнять должности руководителей предприятий и их замов в отрасли практически некем. Остро не хватает высококвалифицированных кадров и на море: в большом количестве они уходят за рубеж.

Руководитель Московского института инженеров железнодорожного транспорта Борис Левин в качестве одной из мер предложил подумать о возрождении такого понятия как госзаказ. Потому что сейчас по сути сложилась корпоративная система профессионального образования, а она не дает возможности видеть ситуацию в целом. К примеру, мы по-прежнему в прогнозировании ориентируемся на прошлые годы, а нужно ведь смотреть вперед, а не назад. Министерство пытается решить проблему путем создания вертикально интегрированных образовательных комплексов, которые позволят сконцентрировать небольшие ресурсы на наиболее важных направлениях. Сейчас их уже создано семь. Туда входят как высшие, так и средние учебные заведения. Однако другого выхода, кроме как налаживать диалог с бизнесом и пытаться убедить его в том, что подготовка специалистов - это его "кровное" дело, просто нет. Недавно аналитики "Дойче банка" опубликовали прогноз, согласно которому к 2015 году у России начнутся трудности: демографические - из-за сокращения населения, и экономические - из-за недостататка квалифицированных кадров. Последнюю проблему можно смягчить, если принять своевременные меры....
Авторские права на данный материал принадлежат «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка