РИА "Новости"
26 октября 2005, 17:28
Российские метеорологи успешно борются с туманами
Эффективных результатов в разработке методов искусственного рассеивания туманов удалось достичь сотрудникам Росгидромета в г. Долгопрудном
Эффективных результатов в разработке методов искусственного рассеивания туманов удалось достичь сотрудникам Центральной аэрологической обсерватории Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), расположенной в г. Долгопрудном (предместья Москвы). "Туманы бывают двух видов - переохлажденные (зимние) и теплые - те, что мы наблюдаем при положительной температуре, - пояснил директор ЦАО профессор Альберт Черников. - Теплые туманы - явление наиболее частое, они составляют 95% от общего количества "тумано-часов" на земном шаре".
Именно поэтому в научном коллективе и делается особый акцент на разработку эффективных, экономичных и экологически безопасных способов искусственного рассеяния теплых туманов. Основная идея, включенная в разработки ЦАО, заключалась в создании мобильных термокинетических генераторов подогретого воздуха. Их можно устанавливать на период возникновения туманов вдоль взлетно-посадочной полосы аэродрома, на обочине автодороги, возле всякого другого объекта, где требуется улучшение видимости. Оригинальная высокоэффективная термокинетическая установка, созданная специалистами Обсерватории, позволяет создать зону просветления шириной 15-20 метров и протяженностью до 200 метров.
К российским противотуманным технологиям первыми проявили интерес итальянские автодорожные компании. В сотрудничестве с фирмой Аутовие-Венете специалисты ЦАО осуществили проект по рассеянию теплых и переохлажденных (летних и зимних) туманов на автодороге Венеция - Триест. Удалось создать сравнительно недорогие и эффективные системы, обслуживающие особо опасные участки трассы - на многоярусных развязках, вблизи пунктов оплаты проезда. Была также разработана автоматизированная стационарная система азотных генераторов для рассеяния туманов на станции Venezia Est автострады А4 Венеция-Триест. По техническому заданию ЦАО, несколько итальянских фирм изготовили для этой системы 10 стационарных азотных генераторов, способных работать длительное время без дозаправки. С использованием трехмерной численной модели развития тумана был составлен алгоритм автоматического управления работой системы.
У специалистов ЦАО есть также богатый опыт работы с авиационными компаниями. Зимой и летом они помогают воздействовать на туманы, парализующие московские аэропорты, расположенные в предместьях столицы. Подобные услуги оказываются и по международным контрактам. Например, в 2001-2002 году российские "мастера по разгону туманов" успешно выполняли заказ казахского Акционерного общества "Международный аэропорт Алматы", который расположен в предгорьях Алатау и часто затягивается сползающими с гор туманами.
Борьба с вредным влиянием туманов на работу авиационного транспорта традиционно ведется по двум направлениям: путем развития методов искусственного рассеяния туманов и создания более совершенных средств посадки по приборам. Современные радиоэлектронные системы обеспечения посадки надежно выводят самолеты на траекторию снижения. Однако на последнем этапе посадки, и особенно в момент касания земли, пилот все же должен отчетливо видеть взлетно-посадочную полосу. Существующие системы слепой посадки по степени надежности пока еще не могут соперничать с визуальной посадкой, при которой пилоты чувствуют себя более уверенно.
"Экономическая эффективность систем рассеяния туманов в аэропортах определяется многими факторами и должна оцениваться для каждого конкретного аэропорта и типа самолетов, - полагает Альберт Черников. - Скажем, если Boeing 747 и Boeing 727 расходуют за 1 час посадки соответственно 18.000 литров и 6.188 литров топлива, то тепловая система рассеяния тумана тратит только 1,5 литра в секунду, а для посадки самолета достаточно включить ее на 5 мин.", - говорит ученый.
В качестве альтернативы термокинетическим генераторам и электростатическим установкам в ЦАО разрабатывается система для рассеяния туманов с применением инфракрасных излучателей. Идеи использовать инфракрасное излучение для воздействия на туманы выдвигались давно, однако не находили практического применения до той поры, пока не появились мощные лазеры инфракрасного диапазона. В последние же годы промышленность выпускает широкую номенклатуру инфракрасных нагревателей, которые после небольшой доработки вполне могут быть использованы для просветления тумана. Они автономны, в качестве энергоносителя в них используется сжиженный газ, керосин или дизельное топливо, а установка не требует никаких строительных работ на аэродроме. Для оптимального размещения инфракрасных нагревателей на взлетно-посадочном поле необходим только детальный учет метеорологических условий....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы