Газета
9 ноября 2005, 11:08
Авиапром готовится к взлету
Указ Президента по ОАК, после длительных доработок, находится в правительстве. Проблема собственности была главным препятствием для создания корпорации
Проблема собственности была, пожалуй, главным препятствием для создания корпорации.
Часть предприятий, которые должны войти в ОАК, являются ФГУПами, а часть - ОАО с различной долей государства. При этом планируется, что государство будет иметь в ОАК по меньшей мере, контрольный пакет акций.
Как следует из пояснительной записки к указу Президента, создание ОАК должно происходить в два этапа, и по плану завершится к концу 2006 года. На первом этапе планируется объединить предприятия, пакеты акций которых принадлежат государству и частным структурам. В этом списке уже есть АХК "Сухой", МАК "Ильюшин", ОАО "Туполев", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (КнААПО), Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", а также две лизинговые компании - Финансовая лизинговая компания и "Ильюшин Финанс Ко.". Во всех этих предприятиях государство имеет свою долю. Например, в АХК "Сухой" она составляет 100%, а в "Авиаэкспорте" она минимальна - 15%.
Впрочем, перед тем как объединить все перечисленные предприятия в ОАК, оценку их активов проведет недавно созданное некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум". Как уверяют в Минпромэнерго, реализация первого этапа может быть завершена в течение 3-4 месяцев после соответствующего президентского указа и выхода распоряжения правительства.
Еще более сложным и трудоемким выглядит второй этап интеграции. К ОАК необходимо будет присоединить еще два крупных федеральных унитарных предприятия - РСК "МиГ" и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова (КАПО). Сделать это, естественно, можно будет только после их акционирования и приватизации. Понятно, что при этом общий капитал ОАК существенно увеличится.
Для сохранения долей частных акционеров, уже вошедших в ОАК, им будет предложено инвестировать в капитал корпорации денежные средства. Получить долю в ОАК смогут и зарубежные инвесторы.
Одними из основных задач, создаваемой ОАК, станет поиск и создание принципиально нового "прорывного" проекта в авиастроении, с которым не стыдно будет выйти на рынок в 2012-2013 годах. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещает, что если все пойдет по плану, то к 2015 году производство гражданской авиатехники вырастит в 10 раз, а выручка корпорации увеличится до 8,2-8,5 млрд. долларов.
Однако в успешности реализации планов Минпромэнерго верят далеко не все. "Предложенный механизм наоборот снизил интерес к вступлению в ОАК некоторых частных акционеров, - говорит один из источников "Газеты" в авиапромышленной отрасли. - Ведь государство хочет сохранить контроль над авиапромом и его доля, которая на начальном этапе будет не меньше 51%, в последствии, возможно, вырастит и до 75%. А это означает, что такого передела, в пользу частников, как это получилось в свое время с нефтяной отраслью, не будет. Не выгодно делится частниками и с зарубежными инвесторами". Вряд ли уложатся чиновники и в заявленные сроки.
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, вопрос собственности решить, в принципе, можно. Однако опыт предыдущих лет показывает, что любая инициатива, связанная с объединением авиационных активов, выполняется с большой задержкой. "Поэтому не важно, за три месяца появится ОАК или за год, - говорит Макиенко, - Главное, чтобы это произошло до смены нынешнего правительства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали