Совершенно секретно
27 февраля 2001, 13:32
Почему не летают "МиГи"-"невидимки"
Это заявление сразу взял на заметку Советский Союз. В том же, 1980 году правительство приняло решение о проведении соответствующих опытно-конструкторских работ. Созданием невидимых фронтовых истребителей стал заниматься Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Зенит" (ныне Российская самолетостроительная корпорация "МиГ").
Американцы маскировали самолет за счет создания малозаметной формы. Наши ученые и инженеры исходили из того, что любой хорошо обтекаемый самолет уже малозаметен. А потому они начали изучать радиопортрет истребителя. Была разработана технология снижения заметности за счет нанесения тонкослойного радиопоглощающего материала.
В 1982-1983 годах по решению правительства над созданием такого материала работали десять различных институтов, в том числе и Академия войск химической защиты (ВАХЗ). Специалисты ВАХЗ первыми сделали опытную партию в количестве, достаточном для покрытия самолета. Серийную машину МиГ-23 обработали из краскопульта полученным материалом. После чего были проведены испытания МиГ-23 на земле и в полете. Уровень радиозаметности испытываемого МиГа был на 8,6 децибела ниже уровня заметности обычного МиГа.
Испытания невидимого МиГа пришлось проводить в 21-м институте управления радиоэлектронного противодействия и автоматизированных систем управления (РЭП АСУ) Генштаба, поскольку он располагал более совершенным радиоизмерительным комплексом, чем институт ВВС.
В 1984 году "Зенит" приступает к созданию второго малозаметного истребителя, но уже другой модификации - МиГ-23МЛ, используя для покрытия шесть различных марок материала, разработанных Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ). Испытания нового истребителя, проведенные в августе - декабре 1985 года, показали, что его радиозаметность в диапазоне "Х" в передней и задней полусферах на десять децибел ниже, чем у обычного МиГа.
На очередном совещании, где отсутствовали представители ВВС, начальник управления РЭП АСУ Генштаба уже не мог умолчать о достижениях "Зенита", но заявил, что 10 децибел - это очень мало.
В 1985 году ВВС могли бы выделить средства на радиопоглощающие покрытия для своих самолетов. Но поскольку данная тематика шла по линии РЭП АСУ, то главком ВВС так и не узнал о существовании экспериментальных истребителей-"невидимок"-
В 1987 году разработчики с "Зенита" планируют сделать невидимым МиГ-29, но денег на невидимый МиГ-29 "Зенит" так и не получил, и работы по нему были прекращены.
В 1992 году ММЗ "Зенит" преобразовывается в Авиационный научно-производственный комплекс (АНПК) "МиГ". Руководство АНПК решает заработать на внешнем рынке, оказывая услуги по снижению заметности своих истребителей. Организовывать эти работы должна была коммерческая структура "МиГ-сервис". "МиГ-сервис" нашел деньги на продолжение работ по созданию невидимого МиГ-29. Разработчикам АНПК пришлось трудиться над истребителем в компании с НТО "ЭнергоИВТАН". Дело в том, что в ИВТАН перешли сотрудники той самой лаборатории ВИАМа, которая создала покрытие для МиГ-23МЛ. Однако измерения, проведенные в 1992 году на полигоне Генштаба, показали, что получить требуемый уровень заметности не удалось. Разработчики подозревали, что НТО не соблюло их требований к материалу для покрытий.
В 1994 году в процессе структурной перестройки бригаду 1016 перевели из одного отдела в другой, но по дороге она "потерялась". Что, впрочем, не помешало руководству поручить в 1997 году несуществующей бригаде довести до победного конца работу по МиГ-29.
Вновь занявшись МиГ-29, разработчики узнали весьма неприятную новость. Отечественные предприятия перестали производить необходимые связующие для материалов, из которых делаются покрытия. Но разработчики АНПК нашли выход. Вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций и НВП "Панатрон" разработали покрытие "Лак-3-10" на недефицитном связующем. В 1999 году испытания МиГ-29 с новым покрытием показали, что его заметность снижена в 13 раз.
На мировом рынке наш незаметный МиГ-29 был бы вне конкуренции. Бригада из пяти человек наносит покрытие за две недели. Хороший хозяин уже давно покрасил бы на пробу несколько машин, организовал рекламную компанию и попытался бы продать "невидимки". Но в корпорации "МиГ", похоже этим никто не озабочен. (Статья была опубликована в ?2)...
Авторские права на данный материал принадлежат «Совершенно секретно». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 27, 2024
Аэрофлоту подтвержден рейтинг НРКУ 7++ "Развитая практика корпоративного управления"
Ноябрь 27, 2024
Серия становится шире: рыбинское издательство "Медиарост" представило новинки авиатематики
Ноябрь 27, 2024
В 12 школах Белгорода откроются классы по управлению беспилотниками
Ноябрь 27, 2024
Делегация НПЦ БАС ЯО на Московском международном инженерном форуме