О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Смерть на взлете

Амбициозный проект по созданию ОАК после назначения министра обороны С. Иванова вице-премьером оказался фактически заморожен

Недавние перестановки в правительстве роковым образом сказались на планах по консолидации авиапромышленной отрасли. Как стало известно "Бизнесу", амбициозный проект по созданию Объединенного авиастроительного консорциума (ОАК) после назначения министра обороны Сергея Иванова вице-премьером оказался фактически заморожен.

ОАК- не первая попытка объединения всех отечественных авиазаводов и конструкторских бюро, призванная устранить неоправданную конкуренцию на международном рынке и капитализировать отраслевых аутсайдеров за счет выручки, генерируемой лидерами. Однако до сих пор подобные планы оставались на бумаге не только из-за "заклятой дружбы" между ведущими отечественными КБ (Ильюшина и Туполева, Сухого и МиГа). Региональные лидеры без особого восторга относились к предложениям передать федеральному центру контроль над системообразующими предприятиями.

В отличие от других проектов ОАК получил благословение на самом высоком уровне, что предполагало наличие политической воли и административного ресурса. Более того, ключевыми исполнителями (и, видимо, инициаторами) проекта стали руководители едва ли не самой успешной российской авиастроительной компании "Иркут". Ее вице-президент Валерий Безверхний возглавил ОАК. А президент и основной акционер "Иркута" Алексей Федоров занял пост гендиректора РСК МиГ, что само по себе создавало предпосылки для формирования "горизонтальных" связей между потенциальными участниками консорциума.

Но пока Безверхний по распоряжению главы Роспрома Бориса Алешина занимался "разработкой механизмов слияния авиапромышленных компаний, коэффициентов обмена акций и определения будущего модельного ряда ОАК", в стране, как на дрожжах, вырос другой холдинг, вертолетостроительный. Буквально за год "Оборонпрому" (учрежденному "Рособоронэкспортом" и ныне не существующим "Госинкором") удалось интегрировать не только конкурирующие МВЗ им. Миля и Камова, но даже "Казвертол". А ведь Татарстан всегда с большой неохотой делился своими промышленными активами. Не случайно, что Казанское авиапроизводственное объединение им. Горбунова вспоминают одним из первых, когда рассуждают об ожидающих ОАК проблемах.

В обмен на "Казвертол" Татарстан получил 15% акций всего "Оборонпрома". Кроме того, "Рособоронэкспорт" взялся, что называется, в нагрузку продавать своим зарубежным контрагентам камазовские грузовики и даже, как поговаривают, выкупил у ЕБРР принадлежавший банку пакет акций автозавода. Не исключено, что именно участие оружейного экспортера в делах КамАЗа впоследствии обусловило его интерес к претендующему на средства правительственного инвестфонда АвтоВАЗу.

С формальной точки зрения "Оборонпром" не является конкурентом авиастроительного консорциума. В июне этого года Борис Алешин даже высказал предположение, что в перспективе компании, входящие в "Оборонпром", "будут стремиться к слиянию с ОАК".

Но вертолетный холдинг строят люди, близкие министру обороны Сергею Иванову. Его советник, а в недавнем прошлом глава "Госинкора" Владимир Чернов, входит в директорат "Оборонпрома". Гендиректором компании является бывший заместитель Чернова.

Вице-премьерский статус усилил претензии Иванова на контроль над отечественным ВПК. Не исключено, что с подачи высокопоставленного покровителя "Оборонпром" собирается заняться военными авиастроителями. Без них создавать ОАК не имеет смысла, поскольку без экспортной выручки "Сухого" и "МиГа" отечественные "Илы" и "Ту" вряд ли смогут успешно конкурировать с Boeing и Airbus. Чем-то всегда приходится пожертвовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка