О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путин отказал Алешину

Администрация президента в очередной раз не согласовала концепцию создания Объединенной авиастроительной корпорации

Как ожидалось, сегодня президент России должен был подписать указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По словам источников RBC daily, все вопросы, связанные с созданием ОАК, были практически согласованы, а главой корпорации должен был стать руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Но в последний момент, по информации собеседников газеты, Владимира Путина не устроила кандидатура г-на Алешина в качестве руководителя ОАК, поскольку в таком случае нарушалось равновесие между государством и частным капиталом при реформировании отрасли: вместо доказавших свою эффективность менеджеров мегакорпорацию должен был возглавить чиновник.

По плану, разработанному Минпромэнерго, на первом этапе в уставный капитал ОАК планируется внести 100% акций АХК "Сухой", 86% акций МАК "Ильюшин", 65,8% акций ОАО "Туполев", 38% акций Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% акций Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина, 25,5% акций Новосибирского авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова, 15% акций внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", 58% акций Финансовой лизинговой компании и 38% акций "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Кроме того, в ОАК будут включены ФГУП "РСК "МиГ" и ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова" (КАПО), после того как они будут преобразованы в 100%-ные государственные АО. Как считают в Минпромэнерго, после создания ОАК у государства должно остаться не менее 51% ее акций. Сформировать компанию планируется в течение 2006 г. Основоположником идеи создания ОАК считается глава Роспрома Борис Алешин, который предложил объединить весь авиапром, еще занимая должность вице-премьера в правительстве Михаила Касьянова.

Первым претендентом на пост руководителя ОАК стал исполнительный директор НПК "Иркут" Валерий Безверхний, который в настоящее время возглавляет некоммерческое партнерство, созданное будущими участниками Объединенной авиастроительной корпорации. Однако с недавнего времени в качестве руководителя корпорации стал рассматриваться глава Роспрома Борис Алешин. Он был единственным человеком, устраивавшим премьера Михаила Фрадкова (который на одном из заседаний правительства, раскритиковав высшее руководство авиационной отрасли, призвал "менять кадры") на посту главы ОАК. Все 90-е годы Борис Алешин работал в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем, начав свою карьеру в качестве начальника подразделения и дослужившись до должности коммерческого директора. В правительстве Михаила Касьянова он курировал административную реформу, а также был ответственным за реструктуризацию авиапрома. С 2004 г. г-н Алешин возглавил Федеральное агентство по промышленности, которое курирует деятельность авиастроения.

По информации RBC daily, указ о создании ОАК и назначении ее руководителей президент России должен был подписать сегодня. Но во вторник сразу несколько источников в российских авиационных компаниях сообщили газете, что Владимир Путин недоволен указом и кандидатурой Бориса Алешина, поэтому подписание документа переносится на неопределенный срок. "Дело в том, что группировки авиапроизводителей продолжают борьбу за контроль над деятельностью отрасли, поэтому нет единой позиции по вопросу о том, кто должен возглавить создаваемую ОАК", - сказал представитель руководства одной из авиастроительных компаний. В другой компании отметили, что загвоздка именно в том, что непонятно, каким образом в акционерном капитале ОАК будут участвовать частные инвесторы. "Например, корпорация "Иркут" должна была войти в ОАК на "льготных" условиях из-за близости Валерия Безверхнего к менеджменту создаваемой корпорации. Но теперь это равновесие нарушено. В менеджмент корпорации не включили ни Валерия Безверхнего, ни Сергея Недорослева (владельца ГК "Каскол"), ни Алексея Федорова (президента "Иркута" и одного из его владельцев), ни Александра Лебедева (совладельца "Ильюшин Финанс")", - отметил один из представителей отрасли. Официально авиапроизводители продолжают хранить молчание. От комментариев отказались руководители компаний "Сухой" и "Туполев", РСК "МиГ", корпорации "Иркут".

После подписания указа руководство авиапромом должно перейти от некоммерческого партнерства "Объединенный авиастроительный консорциум" (сокращенно НП "ОАК") к созданной в соответствии с указом президента корпорации. Но это вовсе не означает, что сотрудники будут переведены в новую структуру. "В любом случае создание такой организации - долгий процесс. Вначале будет подписан указ, потом Росимущество зарегистрирует ОАО. Еще где-то в течение года будут передаваться пакеты акций компаний", - сказал RBC daily источник в авиапроме. В НП "ОАК", руководителем которого сейчас является Валерий Безверхний, RBC daily сказали, что указ все же должен быть подписан до конца недели. О том, что возглавить отрасль может Борис Алешин, там тоже слышали, но комментировать эту информации не стали. Валерий Безверхний от комментариев также отказался.

По мнению владельца Национальной резервной корпорации (которой принадлежит часть акций ИФК) Александра Лебедева, вопрос о назначении руководителя ОАК будет решаться позже. "Это не основная проблема, - сообщил он RBC daily. - Генеральный директор назначается в какой-то компании, а сейчас еще ничего не создано". Он предполагает, что при любом развитии событий Борис Алешин останется в правительстве как куратор и "изобретатель" данного процесса. По мнению совладельца ИФК, изъян указа в том, что не ясно, что будет с частным капиталом в отрасли после создания ОАК.

Второй проблемой может стать то, что в авиакорпорацию войдут и лизинговые компании. "Они в лучшем случае должны слиться, - считает Александр Лебедев. - Кроме того, лизинг должен оставаться независимым от производства авиапродукции". Он также подтвердил информацию, что ему никаких должностей в новой структуре пока не предлагали. "Если я пишу открытые письма, значит, к моему мнению создатели ОАК не прислушиваются", - резюмирует Александр Лебедев. Сергей Недорослев сообщил RBC daily, что ему также не предлагали никаких должностей в формирующейся компании. ""Сокол" как компания третьего уровня войдет в ОАК в составе РСК "МиГ"", - сказал он. Комментировать возможное назначение на должность генерального директора ОАК Бориса Алешина он также не стал....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка