О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Салют" пошел на флот

Собственное КБ ГУП "ММПП "Салют" приступило к разработке газовых турбин для перспективных кораблей ВМФ России

Год 2005-й стал переломным для структуры российского военного экспорта - центр продаж сместился с авиационных комплексов на военно-морскую технику (доля последней в общем объеме поставок по ВТС увеличилась с 24% до 51%). Это подтолкнуло ведущие предприятия авиационного моторостроения обратиться к "морской теме". Вслед за НПО "Сатурн" о своем желании поставлять флоту газовые турбины заявил флагман отечественного авиационного моторостроения ФГУП "ММПП "Салют". Собственное КБ предприятия, образованное пять лет назад, приступило к разработке газовых турбин для перспективных кораблей ВМФ России морской и океанской зоны.
Сегодня практически все газовые турбины на отечественных кораблях украинской разработки и постройки. Это следствие "разделения труда" в Советском Союзе, согласно которому на судовых газотурбинных установках специализировалось ГП "НПП "Машпроект" им. С.Д.Колосова" (г. Николаев). Но ситуация меняется. Растущий объем госзаказа на новые надводные корабли в соответствии с объявленными долгосрочными планами ВМФ России, вкупе с увеличивающимися поставками российской военно-морской техники за рубеж создают основу для нового направления развития бизнеса российских моторостроителей.

По словам генерального директора ФГУП "ММПП "Салют" Юрия Елисеева <предприятие подготовило предложения по судовым установкам на новые корабли ВМФ России, в частности типа "фрегат" и "эсминец". Этому предшествовало посещение в этом году московского завода главкомом ВМФ России. Флотские военачальники остались довольны экономическим состоянием предприятия и его технологическим уровнем. Это придало руководству "Салюта" уверенность в правильности принятого решения по дальнейшей диверсификации производства.

Напомним, что, как объявил на военно-морском салоне "МВМС-2005" начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники МО РФ контр-адмирал Анатолий Шлемов, планами Минобороны предусматривается разработка и строительство головного корабля класса "фрегат" к 2010 г. Затем за кораблем дальней морской зоны последует головной корабль океанской зоны - эсминец. А после завершения НИОКР в 2015 г. начнется строительство нового авианосца. Приоритет при выборе их силовых установок будет отдан российским производителям.

Что касается предложений "Салюта", то они представляют новые разработки собственного КБ. "Салют" чувствует себя достаточно уверенно, чтобы выступить в качестве головного предприятия по проектированию и изготовлению морских газовых турбин. Уверенность строится на успешном опыте создания наземных газотурбинных станций. Первые четыре установки мощностью по 20МВт на базе авиационного двигателя АЛ-21 уже эксплуатируются в Ямбурге. Первые две из них наработали более 20 тыс. часов. На московской ТЭЦ-28 завершается монтаж установки мощностью 60МВт с высокими параметрами (электрический КПД - более 50%, общий коэффициент использования тепла - 95%). На проектирование и постройку 400-тонного монстра ушло всего четыре года. "Это достаточно шустрое, нормальное движение", - рассказывает Юрий Елисеев. По мнению гендиректора, в основе такого "нормального движения" - кадровая политика "Салюта" по привлечению лучших специалистов, а также устойчивое финансирование программ НИОКР. В течение 2003-2005 гг. на эти цели ежегодно выделялся почти 1 млрд. рублей, и это в основном собственные и заемные средства.

На "Салюте" не видят необходимости в привлечении к работам по тематике ВМФ России украинского "Машпроекта", без которого ранее не могли обойтись в подобных проектах. За последние годы определенное число высококлассных специалистов из Николаева перешло работать на московский завод. Сегодня бывшие сотрудники "Машпроекта" возглавляют отдел КБ "Салюта", который занимается силовыми машинами наземного и морского применения. Среди тем, над которыми работают эти специалисты, фигурирует реверсивная судовая турбина, создание которой значительно повысит маневренные характеристики военных кораблей.

Тема судовых машин и механизмов - новая в деятельности "Салюта". Но у предприятия уже имеется история отношений с ВМФ России. В частности, "Салют" поставлял двигатели АЛ-31Ф для палубных истребителей Су-27К (Су-33), которые составляют основу авиационной группы ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Начинается работа по модернизации этих машин. "Салют" предлагает улучшенные двигатели АЛ-31Ф (вариант М1) с тягой, повышенной до 13 500 кгс, а в перспективе - до 15 000 кгс (варианты М2 и М3). "К этим двигателям большой интерес проявляет ВМФ, морские летчики", - утверждает Юрий Елисеев.

Мероприятия по повышению тяги "морских" вариантов двигателя АЛ-31Ф предпринимались и ранее. Как вспоминает Юрий Сергеевич, при создании Су-27К "мы поднимали температуру на входе в турбину на 75 град. и получили увеличение тяги на 300 кгс - до 12 800 кгс. А сегодня мы повышаем температуру всего на 25 град., а реально получаем рост тяги на одну тонну. С учетом того, что самолет двухмоторный, суммарный прирост тяги - две тонны". Это, естественно, повысит безопасность полетов, особенно на этапах взлета и посадки. Увеличенный запас тяги дает морским летчикам больше шансов взлететь с палубы после неудачного касания захода на посадку. Например, когда не происходит зацепления гаком самолета аэрофинишера. Или же в случае обрыва троса последнего после зацепления. Такой случай имел место в ходе недавних учений в Северном море, в результате одна машина была потеряна. Кроме того, сокращается длина пробега на взлете.

Модернизированный Су-27К с более мощной силовой установкой окажет влияние на проектирование новых авианосцев. Россия, как уже говорилось, планирует постройку авианосца нового поколения. А вместе с ней Индия и Китай, причем с ориентацией на российские самолеты Су-27К и МиГ-29К. Увеличение тяги силовой установки Су-27К сделает возможным "не так сильно задирать нос у крейсера", отмечает Юрий Елисеев, ведь самолет с высокой тяговооруженностью может безопасно взлететь с носового трамплина меньшего угла наклона.
Двигатель варианта М1 завершает государственные испытания. Поставки заказчикам ожидаются в следующем году. Параллельно "Салют" ведет отработку М2 (с началом стендовых испытаний в январе). А в конце следующего года планируется провести "гонку" двигателя варианта М3.

Вариант М1, по словам Юрия Елисеева, создавался с таким расчетом, "чтобы без доработок самого самолета можно было в ТЭЧ полка или АРЗ поменять штатный двигатель на модернизированный". "Мы с самого начала ориентировали наш мотор не на виртуальный самолет, а на уже существующий и находящийся на вооружении, - утверждает собеседник "ВПК". - Разбили программу на три этапа (М1, М2, М3). Сегодня мы практически завершили государственные испытания М1. Осталось выполнить всего четыре "легких" полета".

В случае успешного хода "морской" программы "Салют" рассчитывает на крупные иностранные заказы. Китайские ВВС уже эксплуатируют сотни истребителей типа Су-27СК и Су-30МКК/МК2 с двигателями московского завода. В случае решения по закупке в России палубных самолетов, велик шанс, что их силовые установки также будут "салютовскими". Как и в том случае, если Китай решит сделать собственный палубный самолет на основе одномоторного истребителя J-10. Он также оснащается мотором Ал-31ФН московской сборки. На прошлой неделе журналистам был продемонстрирован новый вариант этого мотора. В отличие от изделий первой партии, которыми оснащена дюжина предсерийных J-10, он имеет тягу, увеличенную до 13 500 кгс, а также всеракурсное сопло. "Это сопло отработало уже на межремонтный ресурс 750 часов. Планируем довести эту цифру до 1000 часов", - делится планами гендиректор ФГУП "ММПП "Салют". А сам двигатель получит межремонтный ресурс 1000 часов и назначенный - 2000 часов. Видимо, совсем неслучайно представителям СМИ разрешили присутствовать на "гонке" новенького АЛ-31ФН, в ходе которой его сопло отклоняли на предельные углы поворота.

Обращаясь к будущему "Салюта", генеральный директор говорит о продолжении курса на диверсификацию производства. "Но красной линией через нашу продукцию будет проходить газотурбинный двигатель. ГТД можно использовать не только в авиации, но и на судах, в энергетике и железнодорожном транспорте. Наши газовые турбины - это и обороноспособность страны, и ее энергетическая безопасность, и решение транспортных проблем", - уверен Юрий Елисеев. Диверсификация производства позволяет сохранить рабочие места и создавать новые. "За последние годы более десяти тыс. рабочих мест было создано только в Москве, а суммарно - более 15 тыс.", - сообщил Юрий Елисеев.

"Сегодня мы выпускаем двигатели для военной авиации примерно на 50-60% от объемов производства 1991 г., - продолжает он. - Но пятнадцать лет назад завод был "монокультурным". Сегодня же "Салют" выпускает большую номенклатуру, более 30 наименований основной продукции. Это и авиационные двигатели для Як-130, Ан-70, Бе-200, Ту-334 и Ан-148, и растущий перечень продукции гражданского назначения, в том числе наземные энергетические установки мощностью от 1 до 60мвт".

"Завод был спроектирован для производства газотурбинных двигателей для истребительной авиации, диаметром до 1800 мм. Жизнь заставила пойти на диверсификацию, - заключает генеральный директор "Салюта". - Перестроить технологические процессы, расширить производственные возможности. У нас появились станки, позволяющие обрабатывает диски турбин до 3,5 м в диаметре. Такое оборудование появилось здесь в последние годы, в основном за счет собственных и заемных средств. Мы перестроили производство, на сегодняшний день оно имеет большие технологические возможности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка