Финансовые Известия
30 декабря 2005, 18:19
Кандидат "на вылет"
В середине декабря Европейский парламент принял решение о создании черного списка авиакомпаний, которым запретят полеты над Европой
За безопасность авиакомпании готовы выложить любые деньги. По данным международной авиационной организации ИКАО, сегодня затраты на безопасность для каждого самолета составляют более $1 млн. Но эффективность любого современного оборудования может аннулировать ошибка одного человека. Человеческий фактор - вот что является главной причиной аварий в небе.
И черный список неблагонадежных авиакомпаний призван предотвратить эти катастрофы. Такие списки в ряде европейских стран существуют и сейчас, но они являются действительными только на их территории. А новый, объединенный список будет общим для всех стран - участниц Евросоюза. Обнародован он будет весной 2006 года. Естественно, в Евросоюзе пока не называют компании-кандидаты, хотя список уже составляется на основе имеющихся данных об авиакомпаниях и причинах их аварий. По словам комиссара комиссии Евросоюза по вопросам транспорта Жака Борро, "будут запрещены или временно приостановлены полеты около десятка европейских авиакомпаний. Кроме того, в "черный список" включат и иностранных перевозчиков примерно из 10 стран".
Российские авиакомпании могут попасть в черный список из-за громких инцидентов. К примеру, до сих пор не завершено дело по катастрофе 2001 года, когда Ту-154, принадлежащий авиакомпании "Сибирь", был сбит над территорией Украины. Следствие до сих пор продолжает выяснять, кто же виноват в гибели 78 людей. Недавно собственники "Сибири", супруги Филевы, добились возврата на доследование уже закрытого украинцами дела об авиакатастрофе. По их мнению, в этой истории еще рано ставить точку. Новое расследование инцидента, по мнению экспертов, может сослужить плохую службу репутации авиакомпании. В частности, не исключено, что именно из-за этого громкого дела "Сибирь" попадет в черный список Евросоюза.
Подобные неприятности могут оказать серьезное влияние на дальнейшие планы развития авиакомпании. Недавно в ряде СМИ активно обсуждалась возможность продажи ее активов немецкой авиакомпании Lufthansa, которая проявляет большой интерес к российскому авиарынку. Аналитики основной причиной возможной сделки называли тяжелое финансовое положение "Сибири". Согласно официальному отчету за 2004 год, убыток "Сибири" составил 834 млн. рублей, кроме того, у компании большие долги перед банками. Привлечение иностранного капитала могло бы стать для "Сибири" спасением. В авиакомпании даже решили потратиться на дорогостоящий "прозападный" ребрендинг, который оценивают в сумму до $10 млн. Но в случае попадания в черный список Евросоюза, "Сибирь" едва ли сможет быть привлекательной как для Lufthansa, так и для любой другой иностранной авиакомпании. Впрочем, некоторые эксперты склонны полагать, что "Сибирь" интересна российским властям, и ей просто "не позволят" уйти за рубеж.
Кроме "украинской" аварии за "Сибирью" числится ряд и других довольно крупных инцидентов. На самолетах авиакомпании бывали случаи разгерметизации, неполадок в двигателе и даже выездов за пределы взлетно-посадочной полосы. Но это единичные примеры. В остальном же "Сибирь" по общему уровню безопасности не отличается от других крупных авиакомпаний России. Парк у всех примерно одинаковый: несколько иностранных лайнеров и старые советские самолеты. На сайте Avia.ru можно посмотреть прогноз списаний отечественных самолетов, из которого ясно - большинству пора "на землю". Это общая ситуация для всех. Недаром в рейтинге безопасности, составленном английской компанией FlightSafe Consultants" LTD для Европейского банка реконструкции и развития, "Аэрофлот" из 10 возможных баллов (по методу Airlines score) набрал только 5,83. Это очень немного. Для сравнения: Lufthansa набрала 9,04, British Airways - 8,98.
Однако российским авиакомпаниям, планы развития которых соответствуют государственной политике (в первую очередь это "Аэрофлот" и AiRUnion, создающаяся на базе "КрасЭйр"), черный список, похоже, не грозит. Напротив, они активно занимаются международной составляющей своего бизнеса. "Аэрофлот" в грядущем году намерен вступить в международную ассоциацию авиаперевозчиков SkyTeam, а AiRUnion заинтересовался другой международный авиационный альянс - Oneworld.
Интерес иностранных перевозчиков к российским компаниям понятен: по темпам развития сферы авиауслуг наша страна является мировым лидером. И государство всеми способами пытается укрепить этот рынок. Авиакомпании, противоречащие этим планам, уже давно находятся в "черном списке", нашем, российском, который никогда и нигде не будет опубликован....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали