О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кандидат "на вылет"

В середине декабря Европейский парламент принял решение о создании черного списка авиакомпаний, которым запретят полеты над Европой

В середине декабря Европейский парламент принял решение о создании черного списка авиакомпаний, которым запретят полеты над Европой. Это решение Европарламента продиктовано проведенным анализом причин аварий и катастроф в сфере гражданской авиации. В перечень небезопасных компаний будут включены как европейские, так и иностранные перевозчики. Российские авиакомпании тоже под подозрением. К примеру, из-за не до конца расследованных инцидентов в черный список может попасть компания "Сибирь".

За безопасность авиакомпании готовы выложить любые деньги. По данным международной авиационной организации ИКАО, сегодня затраты на безопасность для каждого самолета составляют более $1 млн. Но эффективность любого современного оборудования может аннулировать ошибка одного человека. Человеческий фактор - вот что является главной причиной аварий в небе.

И черный список неблагонадежных авиакомпаний призван предотвратить эти катастрофы. Такие списки в ряде европейских стран существуют и сейчас, но они являются действительными только на их территории. А новый, объединенный список будет общим для всех стран - участниц Евросоюза. Обнародован он будет весной 2006 года. Естественно, в Евросоюзе пока не называют компании-кандидаты, хотя список уже составляется на основе имеющихся данных об авиакомпаниях и причинах их аварий. По словам комиссара комиссии Евросоюза по вопросам транспорта Жака Борро, "будут запрещены или временно приостановлены полеты около десятка европейских авиакомпаний. Кроме того, в "черный список" включат и иностранных перевозчиков примерно из 10 стран".

Российские авиакомпании могут попасть в черный список из-за громких инцидентов. К примеру, до сих пор не завершено дело по катастрофе 2001 года, когда Ту-154, принадлежащий авиакомпании "Сибирь", был сбит над территорией Украины. Следствие до сих пор продолжает выяснять, кто же виноват в гибели 78 людей. Недавно собственники "Сибири", супруги Филевы, добились возврата на доследование уже закрытого украинцами дела об авиакатастрофе. По их мнению, в этой истории еще рано ставить точку. Новое расследование инцидента, по мнению экспертов, может сослужить плохую службу репутации авиакомпании. В частности, не исключено, что именно из-за этого громкого дела "Сибирь" попадет в черный список Евросоюза.

Подобные неприятности могут оказать серьезное влияние на дальнейшие планы развития авиакомпании. Недавно в ряде СМИ активно обсуждалась возможность продажи ее активов немецкой авиакомпании Lufthansa, которая проявляет большой интерес к российскому авиарынку. Аналитики основной причиной возможной сделки называли тяжелое финансовое положение "Сибири". Согласно официальному отчету за 2004 год, убыток "Сибири" составил 834 млн. рублей, кроме того, у компании большие долги перед банками. Привлечение иностранного капитала могло бы стать для "Сибири" спасением. В авиакомпании даже решили потратиться на дорогостоящий "прозападный" ребрендинг, который оценивают в сумму до $10 млн. Но в случае попадания в черный список Евросоюза, "Сибирь" едва ли сможет быть привлекательной как для Lufthansa, так и для любой другой иностранной авиакомпании. Впрочем, некоторые эксперты склонны полагать, что "Сибирь" интересна российским властям, и ей просто "не позволят" уйти за рубеж.

Кроме "украинской" аварии за "Сибирью" числится ряд и других довольно крупных инцидентов. На самолетах авиакомпании бывали случаи разгерметизации, неполадок в двигателе и даже выездов за пределы взлетно-посадочной полосы. Но это единичные примеры. В остальном же "Сибирь" по общему уровню безопасности не отличается от других крупных авиакомпаний России. Парк у всех примерно одинаковый: несколько иностранных лайнеров и старые советские самолеты. На сайте Avia.ru можно посмотреть прогноз списаний отечественных самолетов, из которого ясно - большинству пора "на землю". Это общая ситуация для всех. Недаром в рейтинге безопасности, составленном английской компанией FlightSafe Consultants" LTD для Европейского банка реконструкции и развития, "Аэрофлот" из 10 возможных баллов (по методу Airlines score) набрал только 5,83. Это очень немного. Для сравнения: Lufthansa набрала 9,04, British Airways - 8,98.

Однако российским авиакомпаниям, планы развития которых соответствуют государственной политике (в первую очередь это "Аэрофлот" и AiRUnion, создающаяся на базе "КрасЭйр"), черный список, похоже, не грозит. Напротив, они активно занимаются международной составляющей своего бизнеса. "Аэрофлот" в грядущем году намерен вступить в международную ассоциацию авиаперевозчиков SkyTeam, а AiRUnion заинтересовался другой международный авиационный альянс - Oneworld.

Интерес иностранных перевозчиков к российским компаниям понятен: по темпам развития сферы авиауслуг наша страна является мировым лидером. И государство всеми способами пытается укрепить этот рынок. Авиакомпании, противоречащие этим планам, уже давно находятся в "черном списке", нашем, российском, который никогда и нигде не будет опубликован....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка