ТАСС
7 августа 2024, 08:57
Аэродром не нужен: как "Яковлев" строил передовые самолеты вертикального взлета и посадки
Взлетать как вертолет, летать как самолет
Летательный аппарат, сочетающий в себе скорость самолета и возможность использовать для взлета и посадки ограниченный участок аэродрома или палубы авианосца, ведущие авиационные державы разрабатывали со второй половины прошлого века. Если раньше самолеты могли взлетать и садиться с грунтовых площадок, то по мере развития авиация требовала все более длинных, ровных и прочных взлетно-посадочных полос. Их бетон мог быть поврежден ударом противника.
После Второй мировой войны в Соединенных Штатах в интересах Военно-морских сил экспериментировали с турбовинтовыми и реактивными СВВП - двигатели уже позволяли создать тягу, достаточную для вертикального старта подобных летательных аппаратов. В апреле 1954 года в воздух поднялся Convair XFY-1 - одноместный самолет-бесхвостка с двумя винтами соосной схемы (вращающимися в противоположные стороны). При взлете и посадке его фюзеляж располагался вертикально, а самолет опирался на колеса на концах крыла и хвостового оперения - образно говоря, стоял на хвосте. Аппарат совершил несколько десятков полетов, однако в серию не пошел. Та же участь постигла реактивный самолет Ryan X-13 Vertijet, разрабатывавшийся по заказу Военно-воздушных сил США. Для уменьшения веса конструкции у аппарата отсутствовало шасси, поэтому он мог взлетать и садиться только с помощью специальной платформы, цепляясь за нее крюком на носу. Взлет и посадка с вертикальным положением фюзеляжа таких аппаратов превращались в сложные и опасные мероприятия.
Верхом на турбине
В 1950-е годы для изучения проблем, связанных с созданием СВВП, советскими конструкторами был разработан экспериментальный летательный аппарат "Турболет". По данным из открытых источников, его летные испытания начались в 1956 году, пилотировал необычный аппарат летчик-испытатель Юрий Гарнаев (впоследствии он же испытывал СВВП Як-36). "Турболет" имел массу 2,3 тонны, тягу создавал установленный вертикально турбореактивный двигатель, а запаса топлива хватало на 10 минут полета. При взлете и посадке с малой скоростью традиционные аэродинамические рули неэффективны, поэтому аппарат оснастили газоструйными рулями - они создавали небольшую тягу, вектором которой можно было управлять по разным осям. В 1958 году "Турболет" совершил эффектный демонстрационный полет на авиационном празднике в Тушино, зависая в воздухе и делая развороты. Результаты, полученные во время испытаний, были применены в отечественных самолетах вертикального взлета и посадки. Наработки по "Турболету" пригодились даже в советской космической программе для создания спускаемых аппаратов для Луны и планет, лишенных атмосферы.
Разработка реактивных самолетов, взлетающих с горизонтальным положением фюзеляжа, началась в середине 1950-х годов. В 1960 году первый полет совершил британский экспериментальный самолет Hawker P.1127 - прототип СВВП семейства Harrier. В 1964 году в небо поднялся Як-36 - советский легкий штурмовик вертикального взлета и посадки ОКБ Яковлева. У Як-36 были два двигателя, которые с помощью отклоняемых сопел позволяли взлетать вертикально, автоматическая система управления в "вертикальном" режиме, а также система принудительного катапультирования. Самолет произвел фурор на авиационном празднике в Домодедово в 1976 году, взлетев и приземлившись вертикально.
Як-38: первый в мире морской СВВП
Накопленный опыт позволил яковлевцам разработать Як-36М - первый отечественный СВВП, выпускавшийся серийно. В серию самолет пошел под названием Як-38.
"Одноместный корабельный штурмовик Як-38 стал первым корабельным боевым самолетом в нашей стране и первым в мире корабельным СВВП, опередившим на несколько лет британский Sea Harrier - палубный вариант Harrier", - напомнили ТАСС в пресс-службе ПАО "Яковлев". Як-38 находился в эксплуатации с 1977 года, британский самолет - с 1979 года.
Для вертикальных режимов полета самолет был оснащен двумя подъемными реактивными двигателями, расположенными за кабиной. При этом основной двигатель имел поворотные сопла, отклонявшие его реактивную струю вниз.
В ПАО "Яковлев" отметили, что при постройке Як-38 была решена сложная проблема управления тягой двигателей с разными динамическими характеристиками от одной ручки управления газом.
"Одной из важнейших проблем при создании самолета было спасение экипажа при аварийных ситуациях на режимах вертикального взлета и посадки, - рассказали в компании. - Исследования, выполненные ОКБ и ЛИИ Громова, выявили необходимость создания комплексной системы автоматического принудительного катапультирования через остекление фонаря кабины. Эта комплексная система аварийного покидания самолета на тот момент не имела аналогов в мировой практике, а опыт эксплуатации показал ее высокую надежность".
"Вертикальные" в бою
Британский СВВП Harrier и палубный Sea Harrier применялись во время вооруженного конфликта между Аргентиной и Великобританией на Фолклендских островах в 1982 году. Самолеты использовали управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, поражая различные цели, а также вели разведку. За время кампании было потеряно четыре из четырнадцати используемых самолетов.
По данным из открытых источников, несколько Як-38 испытывались в ходе боевых действий в Афганистане 1979–1989 годов: они совершали боевые вылеты в качестве штурмовиков. При этом использовался не вертикальный, а укороченный взлет с использованием подъемных двигателей - так самолет мог нести максимальную боевую нагрузку.
В 1972 году Як-38 приземлился на авианесущий крейсер "Москва" - впервые советский самолет совершил посадку на палубу военного корабля. Подготовке строевых летчиков для сложной в пилотировании "вертикалки" способствовало создание двухместного учебно-тренировочного варианта машины - Як-38У. Появилась и усовершенствованная версия - Як-38М оснастили более мощными двигателями и прочным шасси.
Як-141: первый в мире сверхзвуковой СВВП
"В 1974 году начались работы по созданию Як-141 - выдающегося достижения советского самолетостроения, - рассказали яковлевцы ТАСС. - Этот самолет стал первым в мире сверхзвуковым СВВП, опередившим аналогичную разработку США на 20 лет".
Как и в случае с Як-38, конструкторы успешно решили задачу управления силовой установкой самолета, состоящей из двигателей разного типа. Высоконадежная электронная система была совмещена с системой автоматического управления полетом. "Эта система принципиально упростила процесс пилотирования самолета на режимах вертикального взлета, вертикальной посадки и взлета с коротким разбегом, обеспечив летчику единство методики пилотирования Як-141 на всех режимах", - сообщили в ПАО "Яковлев".
На Як-141, совершившем первый полет 9 марта 1987 года, было установлено 12 мировых рекордов. Однако сложности с финансированием подобных оборонных программ в 1990-х годах не дали начать серийное строительство уникального самолета.
Украли или нет?
Интересно, что конструкция поворотного сопла Як-141 аналогична соплу американского истребителя пятого поколения F-35B (вариант СВВП). Это породило мнение, выражаемое в открытых источниках, что инженеры из США скопировали советскую разработку. В ПАО "Яковлев" опровергли такие слухи.
"В 1992 году СВВП Як-141 демонстрировался на одном из крупнейших мировых авиашоу - Фарнборо, - рассказали ТАСС в компании. - Самолет стал международной сенсацией, с ним на той выставке ознакомилась в том числе и делегация морской авиации США. В тот момент Пентагоном был объявлен тендер на разработку сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки для ВМФ, одним из участников которого стала фирма Lockheed Martin. Представители этой фирмы в том же 1992 году действительно приезжали в Москву для обсуждения возможности заключения контракта с ОКБ Яковлева, однако контракт не был заключен и, соответственно, никакая техническая документация американскому производителю не передавалась - это домыслы".
В "Яковлеве" добавили, что конструктивные схемы Як-141 и F-35B кардинально отличаются: у отечественной машины за вертикальные режимы отвечают два отдельных реактивных двигателя, у американской - вентилятор, отбирающий мощность у единственного двигателя.
Будущее российских "вертикалок"
В 2017 году Юрий Борисов, занимавший должность замминистра обороны РФ и курировавший вопросы перевооружения Российской армии, сообщил, что Минобороны РФ обсуждает создание нового самолета с вертикальным взлетом для перспективного авианесущего крейсера.
"Это развитие "яковской" линии, которая была прекращена. Такие планы есть, мы их обсуждаем, в том числе, может быть, и эти направления будут реализованы для перспективного самолета для авианесущих крейсеров", - добавил он.
В 2018 году Борисов заявил, что по поручению президента России Владимира Путина российское военное ведомство ведет работу над концепцией совершенно нового самолета вертикального взлета. При этом бывший вице-премьер подчеркнул, что речь идет о создании новой машины, а не о разработке на основе существующей.
Электродвигатели в помощь
Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) по заданию Фонда перспективных исследований (ФПИ) с 2019 года разрабатывает летательные аппараты с укороченным взлетом. Проект носит название "Разработка и летные испытания демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей" и имеет шифр "Партизан". Демонстратор технологий - летающая лаборатория на базе самолета ТВС-2МС (глубокая модернизация знаменитого биплана Ан-2) - выполнял показательные полеты на авиасалоне МАКС-2021. Сверхкороткие взлет и посадку ему обеспечивает распределенная винтомоторная группа - восемь электродвигателей со складными винтами на передней кромке крыла. Обдувая крыло, они создают подъемную силу, которая позволяет использовать в качестве аэродрома площадку малых размеров.
Аппарат, созданный на основе работ по теме "Партизан", СибНИА планирует сертифицировать как гражданский пассажирский самолет. По словам директора института Владимира Барсука, "Партизан" - единственный в мире самолет, взлетно-посадочные характеристики которого позволяют взлететь с площадки 50 на 50 метров.
"Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева начало прорабатывать тематику самолетов вертикального взлета и посадки еще в конце 1950-х годов, - сообщили ТАСС в пресс-службе ПАО "Яковлев". - Как показывает история, яковлевская школа СВВП соответствовала уровню ведущих мировых производителей авиационной техники, а в чем-то и превосходила их".
"Результаты успешного решения целого ряда труднейших задач при создании Як-38, Як-141 и ряда других проектов, не дошедших до создания опытных образцов, безусловно, являются научно-техническим заделом яковлевской школы СВВП, - добавили в компании. - Его соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, если Министерство обороны России выдаст "Яковлеву" соответствующее задание".
Автор: Виктор Бодров
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси