О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" и ОАК договорились о том, каким будет салон самолета Ту-214

Ту-214 "Аэрофлота" будут рассчитаны на 170-175 пассажиров

Первые 11 самолетов будут выполнены в двухклассной компоновке салона на 170-175 кресел, мониторы с системой развлечений появятся только с 2026 года. Интернет для пассажиров бортов из первых поставок пока будет недоступен

Авиакомпания "Аэрофлот" и производитель самолетов Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в "Ростех") согласовали часть параметров салонов самолетов Ту-214, следует из их переписки, с которой ознакомился РБК. Подлинность документов подтвердил источник, близкий к одной из сторон переписки.

Первые пять Ту-214 должны быть поставлены авиакомпании в декабре 2024-го - январе 2025 года, следует из инвестпроекта льготного лизинга этих самолетов, подписанного кабмином в прошлом году.

Речь идет о поставке 63 новых российских самолетов (18 - МС-21, 34 - SJ-100, 11 - Ту-214) до конца 2025 года. Стоимость всех самолетов составит 175,4 млрд руб., которые выделены из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). На них Минфин закупает облигации лизинговой компании "Ростеха" "Авиакапитал-Сервис" со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по займу должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в "Аэрофлот", то есть до начала 2044 года.

"Переговоры по конфигурации салона Ту-214 продолжаются, ждем официального подтверждения наших предложений от производителя самолетов", - заявили РБК в пресс-службе "Аэрофлота".

Какими будут салоны самолетов

Первые 11 самолетов Ту-214 для "Аэрофлота" будут выполнены в двухклассной компоновке салона с максимальной пассажировместимостью 175 кресел: 12 бизнес-мест и 163 - в классе эконом, следует из рабочих документов.

При выполнении полетов над водой пять кресел нужно будет демонтировать и установить на их месте спасательные плоты (тогда количество кресел сократится до 170) - в том случае, если до берега лететь более 30 минут. Наличие плотов при полетах над водной поверхностью - требование федеральных авиационных правил.

Шаг кресел (расстояние для пассажира до соседнего кресла) в бизнес-классе составит 96 см, в экономе - 78 см. Сиденья планируется оснастить розетками и USB-разъемами, обеденными столиками, а для бизнес-пассажиров будут вмонтированы и коктейльные столики. "Коктейльный столик будет на подлокотнике, а обеденный полноценный - раскладывается", - пояснили РБК в пресс-службе ОАК.

При этом мониторы для стриминга развлечений для пассажиров бизнес-класса будут монтироваться в кресла самолетов, планирующихся к поставке только с 2026 года, следует из документов. Интернет на борту тоже появится не с первых поставок, уточнили в ОАК. "Но активная работа в этом направлении ведется", - заверили в пресс-службе. В салоне Ту-214 будет четыре туалета: по одному в передней и задней части, два - в центре салона, следует из компоновочной схемы пассажирского салона.

"Шаг кресел 78 см - стандарт для нашего авиапрома, он знаком, например, по Ту-154, - говорит автор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. - Однако за последние полвека средний рост человека в России увеличился на 10 см. Поэтому сегодня 78 см - это не очень много". Например, в A320ceo, составляющих основу узкофюзеляжного парка "Аэрофлота", шаг кресел 81 см в экономе, напоминает он. "Но уплотнение салонов - это общемировая тенденция, 30 дюймов в экономе (76,2 см) предлагают уже многие европейские авиакомпании. Для сравнения: у лоукостеров шаг кресел составляет 28-29 дюймов (71,12 и 73,66 см), меньше уже некуда", - говорит эксперт. Например, заказанные "Аэрофлотом" в 2019 году самолеты нового поколения Airbus 320/321neo рассчитаны на шаг 76,2 см в экономе, а более старые и заказанные раньше "ceo" - на 81 см. "Так заказал "Аэрофлот". Это общемировой тренд на уплотнение и повышение доступности билетов", - подчеркнул Шатилин.

При этом комфорт пассажиров зависит не только от шага кресел, но и от их ширины, а также от толщины подушек и спинок. "Я не видел тонкопрофильных спинок отечественного производства (где карман для прессы расположен сверху и появляется дополнительное пространство для ног. - РБК), а с толстыми небольшой шаг кресел ощущается куда острее", - добавляет Шатилин. Мониторы в узкофюзеляжных самолетах вообще не нужны, считает он: "Гораздо эффективнее использовать стриминговые системы развлечений с трансляцией контента на персональные устройства пассажиров".

Важным элементом комфорта являются также вместительные багажные полки, напоминает эксперт. Их небольшой размер в Ту-214 является главным недостатком самолета, так как стандартных чемоданов Cabin Size (55х40х25 см) на них помещается едва ли не вдвое меньше, чем число пассажиров. Из-за этого, полагает эксперт, придется или уменьшать норму ручной клади, или принудительно отправлять ручную кладь в багаж уже прямо на гейте, что вызовет большое неудовольствие пассажиров. Но "Аэрофлот" ранее уже просил ОАК увеличить размеры полок, и производитель отмечал, что может изготовить их по индивидуальному заказу.

Модели самолетов, спроектированные в 1990-х и первой половине 2000-х годов, уже далеко не в полной мере соответствуют тому уровню цифровизации, который свойственен нашей жизни сегодня, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. "В нынешних условиях наличие возможности быстро зарядить телефон или планшет и доступ к мультимедийной системе на борту, а лучше еще и с выходом в интернет, значительно более важны, чем наличие мини-мониторов в спинке кресла или общих больших мониторов в проходе", - говорит эксперт. При этом немаловажно при проектировании самолета и салона не только учесть профиль сегодняшнего пассажира, но и постараться заложить будущие тренды, чтобы в период его эксплуатации (а это 15-20 лет) интерьер морально не устаревал как можно дольше, добавил Гущин.

На качество сервиса "Аэрофлота" в канун Нового года обратил внимание и президент: "Качество надо удержать... Так в целом у вас получается, отзывы очень хорошие по "Аэрофлоту".

Почему "Аэрофлот" выбрал Ту-214

Сейчас парк группы "Аэрофлот" (помимо одноименного перевозчика в группу входят авиакомпания "Россия" и лоукостер "Победа") состоит преимущественно из самолетов иностранного производства - Airbus и Boeing (270 бортов). Еще 78 российских среднемагистральных SSJ100 эксплуатирует "Россия".

В 2022 году российская авиация попала под масштабные санкции США, Евросоюза и Канады, которые были введены в ответ на начало Россией военной операции на Украине. Западным контрагентам было предписано прекратить обслуживание и поддержку самолетов российских перевозчиков, заказ новых Airbus и Boeing стал невозможным. В этих условиях "Аэрофлот" заказал российскую технику. В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) между компанией и ОАК было подписано соглашение о намерениях по покупке 339 самолетов отечественного производства в период с 2023 по 2030 год. Речь идет о 210 самолетах МС-21, 89 самолетах Superjet New и 40 Ту-214. Средства ФНБ выделены пока только на поставку первых 63 самолетов. В 2023 году перевозчик не получил новых самолетов.

Но к декабрю 2023-го "Аэрофлот" завершил страховое урегулирование с иностранными лизингодателями еще по 28 воздушным судам (их выкуп в собственность новой российской страховой компании НСК осуществляется для возможности беспрепятственной эксплуатации после введения западных санкций). "В парке группы теперь 185 дерегистрированных (из иностранных реестров. - РБК) самолетов, которые могут без ограничений использоваться в операционной деятельности нашей компании", - приводятся слова главы "Аэрофлота" Сергея Александровского в итоговом, декабрьском номере корпоративного журнала компании (есть у РБК).

При этом программа Ту-214 уже корректируется - в прошлом году Казанский авиационный завод (входит в "Ростех") должен был поставить неназванным заказчикам три новых самолета. "Коммерсантъ" сообщал, что собрали только один борт, который перейдет спецзаказчику. Источник газеты полагал, что "Аэрофлот" будет ждать поставок Ту-214 с кабиной под двух членов экипажа (сейчас три члена, включая бортинженера). В конце прошлого года "Ростех" сообщил, что только начнет испытания такого самолета в 2026 году. Твердых контрактов на новые Ту-214 в отрасли нет, сообщало издание. Вместе с тем проект возобновления массового серийного производства Ту-214 может и вовсе оказаться невостребованным, ведь их заменят МС-21, выпуск которых с 2027 года должен вырасти до 36 единиц в год.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка