Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 1 квартал 2024 года
Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную промежуточную финансовую отчетность за первый квартал 2024 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:
"Аэрофлот начинает 2024 год, продолжая улучшать финансовые результаты. Показатели Группы превзошли не только финансовые результаты первого квартала 2023 года, но и прошлых лет, в том числе допандемийных. Возможность таких результатов особенно важна, так как новые условия, в которых работает Группа, требуют от бизнеса улучшения показателей доходности с учетом роста программы капитальных затрат и расходов на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.
Используя возможности рынка, Группа "Аэрофлот", несмотря на зимний сезон, традиционно самый низкий в авиации, расширила емкостное предложение и увеличила пассажиропоток до 11,5 млн пассажиров, или на 21,7%. При этом рост пассажирооборота составил 30,9%. Группа значительно расширила свою международную сеть, а на внутреннем рынке поставила новый сезонный рекорд перевозки пассажиров. Благодаря увеличению объема перевозок Группа "Аэрофлот" нарастила консолидированную выручку до 173,6 млрд руб., что на 54,3% больше, чем годом ранее. Показатель EBITDA составил 59,4 млрд руб., что в два раза выше первого квартала 2023 года. Динамика доходов позволила обслуживать растущие затраты на авиакеросин, находящиеся на исторически высоком уровне 85,1 тыс. руб. за тонну, расходы на техобслуживание воздушных судов, а также растущие прочие затраты, на которые оказывают воздействие инфляционные факторы. Важным приоритетом Группы остается контроль над расходами, который в значительной степени помог обеспечить улучшение результатов.
В результате в традиционно убыточный первый квартал Группа "Аэрофлот" впервые получила чистую прибыль 1,1 млрд руб. против убытка 46,5 млрд руб. в первом квартале 2023 года и 15,7 млрд руб. в первом квартале 2019 года. С учетом сезонности и вызовов, с которыми сталкивается отрасль и Группа, это действительно сильный результат".
Основные финансовые показатели
Млн руб. |
1К 2024 |
1К 2023 |
Изменение |
Выручка |
173 586 |
112 479 |
54,3% |
EBITDA |
59 351 |
30 340 |
95,6% |
Рентабельность EBITDA |
34,2% |
27,0% |
7,2 п.п. |
Операционная прибыль/убыток |
30 795 |
–5 293 |
– |
Прибыль/убыток за период |
1 109 |
–46 493 |
– |
Скорректированная прибыль/убыток[1] |
6 543 |
–12 994 |
– |
Основные операционные показатели
Показатель |
1К 2024 |
1К 2023 |
Изменение |
Пассажиропоток, тыс. чел. |
11 523 |
9 466 |
21,7% |
- международные линии |
2 882 |
1 948 |
47,9% |
- внутренние линии |
8 641 |
7 518 |
14,9% |
Пассажирооборот, млн пкм |
32 035 |
24 472 |
30,9% |
- международные линии |
13 313 |
8 399 |
58,5% |
- внутренние линии |
18 721 |
16 073 |
16,5% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
36 263 |
28 360 |
27,9% |
- международные линии |
15 555 |
10 131 |
53,5% |
- внутренние линии |
20 708 |
18 229 |
13,6% |
Занятость кресел, % |
88,3% |
86,3% |
2,1 п.п. |
- международные линии |
85,6% |
82,9% |
2,7 п.п. |
- внутренние линии |
90,4% |
88,2% |
2,2 п.п. |
В первом квартале 2024 года Группа "Аэрофлот" перевезла 11,5 млн пассажиров, на 21,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. На внутренних линиях пассажиропоток увеличился на 14,9%, до 8,6 млн пассажиров, на международных линиях - на 47,9%, до 2,9 млн пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел составил 88,3%, увеличившись на 2,1 п.п. год к году, на внутренних линиях показатель вырос на 2,2 п.п., до 90,4%.
Выручка
Млн руб., если не указано иное |
1К 2024 |
1К 2023 |
Изменение |
Выручка от пассажирских перевозок |
162 719 |
104 550 |
55,6% |
в т. ч. регулярные перевозки |
159 988 |
102 913 |
55,5% |
чартерные перевозки |
2 731 |
1 637 |
66,8% |
Выручка от грузовых перевозок |
6 834 |
5 457 |
25,2% |
Прочая выручка |
4 033 |
2 472 |
63,1% |
Выручка итого |
173 586 |
112 479 |
54,3% |
Выручка Группы "Аэрофлот" в первом квартале 2024 года выросла на 54,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составила 173 586 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 55,5%, до 159 988 млн руб., что связано преимущественно с ростом пассажирооборота. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 25,2%, до 6 834 млн руб., в том числе на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 18,7%. Прочая выручка увеличилась на 63,1%, до 4 033 млн руб.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное |
1К 2024 |
1К 2023 |
Изменение |
Амортизация и таможенные пошлины |
28 556 |
35 633 |
–19,9% |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
31 650 |
22 666 |
39,6% |
Расходы на оплату труда |
21 249 |
18 010 |
18,0% |
Техническое обслуживание воздушных судов |
9 561 |
3 297 |
2,9х |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
3 395 |
2 538 |
33,8% |
Расходы на средства связи |
967 |
821 |
17,8% |
Прочие доходы, нетто |
–18 400 |
–7 667 |
2,4х |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива |
76 978 |
75 298 |
2,2% |
Расходы на авиационное топливо |
65 813 |
42 474 |
54,9% |
Операционные расходы итого |
142 791 |
117 772 |
21,2% |
Операционные расходы за первый квартал 2024 года выросли на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 142 791 млн руб. Рост расходов на фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей на 27,9% был частично компенсирован получением доходов от демпфера, учитываемых в статье "Прочие расходы/доходы, нетто". Отмечается увеличение основных статей затрат, в том числе на топливо, аэропортовые сборы, а также на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних организаций.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 54,9%, или 23 339 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 65 813 млн руб. на фоне роста объемов перевозок. Рост стоимости керосина на 21,2% частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива.
Операционные расходы за исключением расходов на авиационное топливо увеличились на 2,2%, до 76 978 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 39,6% и составили 31 650 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен расширением программы полетов и повышением тарифов аэропортов.
Расходы на оплату труда составили 21 249 млн руб., увеличившись на 18,0% на фоне роста производственной программы и индексации заработной платы производственного персонала в течение 2023 года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились в 2,9 раза, до 9 561 млн руб. Значительный рост с одной стороны связан с низкой базой первого квартала 2023 года, когда в связи с формированием новых логистических цепочек поставок комплектующих отмечалось сокращение расходов по сравнению с нормализованным уровнем, а с другой - со значительным ростом стоимости комплектующих. Поддержание летной годности и безопасности полетов является ключевым и безусловным приоритетом Группы "Аэрофлот", в связи с чем Группа планирует продолжить осуществлять техническое обслуживание воздушных судов вне зависимости от его стоимости.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 33,8% и составили 3 395 млн руб. в связи с ростом расходов на агентов на фоне увеличения объемов перевозок и рекламных услуг для продвижения новых направлений после значительного сокращения расходов на рекламу в прошлые годы.
Расходы на средства связи выросли на 17,8%, до 967 млн руб., после существенного снижения годом ранее. Увеличение расходов преимущественно связано с ростом объема перевозок и платежей системы бронирования.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 19,9%, до 28 556 млн руб., что преимущественно связано с восстановлением резерва перед возвратом по воздушным судам, по которым в 2023 году завершен процесс урегулирования отношений с иностранными арендодателями.
По статье "Прочие расходы/доходы, нетто" получен доход в размере 18 400 млн руб. против дохода в размере 7 667 млн руб. за аналогичный период 2023 года. В данной статье учитываются выплаты по топливному демпферу и возвратному акцизу, а также отражен положительный эффект от страхового урегулирования отношений с иностранными лизингодателями на 7 воздушных судов. Положительный эффект на операционные расходы в размере 8 759 млн руб. возникает в результате превышения списанных обязательств по аренде, резервов на ремонты перед возвратом и кредиторской задолженности над оценочной стоимостью активов в форме права пользования.
В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) за первый квартал 2024 год составил 59 351 млн руб.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное |
1К 2024 |
1К 2023 |
Изменение |
Операционная прибыль/убыток |
30 795 |
–5 293 |
– |
Финансовые доходы |
4 809 |
3 340 |
44,0% |
Финансовые расходы |
–32 588 |
–56 636 |
–42,5% |
Прочее |
450 |
332 |
35,5% |
В связи с высокой степенью неопределенности, существовавшей по состоянию на 31 марта 2022 года в отношении будущей высоковероятной валютной выручки, Группа полностью прекратила отношения хеджирования валютной выручки арендными обязательствами в соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". По этой причине курсовые переоценки лизингового портфеля, а также реализация результата хеджирования, то есть накопленные курсовые переоценки прошлых периодов, отражаются в отчете о прибылях и убытках в разделе неоперационные прибыли и убытки.
Финансовые доходы за первый квартал 2024 года увеличились на 44,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4 809 млн руб., и включают доходы по размещению свободных денежных средств на депозиты.
Финансовые расходы снизились на 42,5%, до 32 588 млн руб. В данной статье отражена отрицательная курсовая переоценка лизингового портфеля в результате ослабления курса рубля к доллару США с 77,1 руб. на 31 марта 2023 года до 92,4 руб. на 31 марта 2024 года. В данной статье также отражен отрицательный эффект в сумме 4 805 млн руб. от списания финансовых активов по договорам аренды в связи с реализацией сделок страхового урегулирования[2].
На финансовый результат значительное влияние оказывают изменение курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств. В первом квартале 2024 года отрицательная курсовая "бумажная" переоценка составила 11 987 млн руб., из которой 10 746 млн руб. пришлось на арендные обязательства, по сравнению с 39 894 млн руб., включавшими 41 874 млн руб. переоценки лизинга, годом ранее. Эта переоценка не приводит к оттоку денежных средств из Группы и относится преимущественно к долгосрочным валютным обязательствам, которые Группа в рамках сделок страхового урегулирования продолжает конвертировать в рублевые.
Чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2024 года составила 1 109 млн руб., против убытка 46 493 млн руб. за первый квартал 2023 года. При этом оба показателя содержат эффект курсовых переоценок, а первый квартал 2024 года также эффект страхового урегулирования по 7 воздушным судам. Чистая прибыль первого квартала 2024 года содержит эффект отрицательной валютной переоценки лизинговых обязательств в размере 10 746 млн руб. и положительный единоразовый нетто-эффект страхового урегулирования в размере 3 954 млн руб.[3] Скорректированная чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2024 года составила 6 543 млн руб., против скорректированного убытка 12 994 млн руб. за первый квартал 2023 года.
Долговая нагрузка
Млн руб. |
31.03.2024 |
31.12.2023 |
Изменение |
Кредиты и займы[4] |
94 279 |
104 368 |
–9,7% |
в т.ч. кредиты банков и облигации |
77 531 |
88 175 |
–12,1% |
Обязательства по аренде |
646 589 |
642 883 |
0,6% |
Пенсионные обязательства |
552 |
554 |
–0,4% |
Общий долг |
741 420 |
747 805 |
–0,9% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
109 727 |
117 126 |
–6,3% |
Чистый долг |
631 693 |
630 679 |
0,2% |
Общий долг по состоянию на 31 марта 2024 года снизился на 0,9%, до 741 420 млн руб. Размер кредитов и займов снизился на 9,7%. При этом сумма банковского долга и задолженности по облигациям снизилась на 12,1%, до 77 531 млн руб.
Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций снизился по сравнению с 31 декабря 2023 года на 6,3%, до 109 727 млн руб.
Таким образом, на 31 марта 2024 года чистый долг составил 631 693 млн руб., что сопоставимо с показателем на 31 декабря 2023 года.
[1] Чистая прибыль/убыток, скорректированные на курсовой эффект от аренды и эффект страхового урегулирования отношений с иностранными лизингодателями.
[2] Общий нетто положительный эффект страхового регулирования в отчёте о прибылях и убытках составил 3 954 млн руб. и включает также доходы, отражённые в составе статьи «Прочие операционные доходы/расходы».
[3] Без учёта отложенного налога.
[4] В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот» была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заёмных средств.