Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года
Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал: "Финансовые результаты отчетного периода показывают значительные улучшения благодаря позитивной операционной динамике. На протяжении нескольких кварталов мы вели последовательную работу по расширению маршрутной сети и увеличению программы полетов по внутренним и международным направлениям. Группа "Аэрофлот" сохраняла фокус на внутреннем рынке и помимо основных операций из Москвы продолжила развитие хаба в Красноярске и региональной программы в Сочи. В результате удалось добиться роста объема внутренних перевозок на 5,6% за 9 месяцев 2023 года.
Благодаря работе по страховому урегулированию обязательств по воздушным судам нам удалось увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах, и в результате в третьем квартале 2023 года Группа "Аэрофлот" удвоила объем международных перевозок по сравнению с сопоставимым периодом 2022 года. При этом в сравнении с третьим кварталом 2021 года пассажиропоток был только на 7,8% ниже. К осени нынешнего года объем международных перевозок вплотную приблизился к уровню миллиона пассажиров в месяц, что отражает значительный прогресс по развитию международной сети в новых условиях.
В отчетном периоде отмечается восстановление всех основных финансовых показателей: рост выручки, операционной прибыли, показателя скорректированного финансового результата. Сравнивая результаты отчетного периода с прошлым годом необходимо учитывать, что со второго квартала 2023 года Группа "Аэрофлот" не получает субсидии для возмещения операционных расходов, которые значительно поддержали показатели операционной прибыли и EBITDA во втором и третьем кварталах 2022 года.
Рост выручки до 441 104 млн руб., или на 40,4%, и превышение показателем EBITDA в размере 174 273 млн руб. уровня девяти месяцев прошлого года отражают полное и успешное замещение отраслевой субсидии рыночными доходами. Рост операционных показателей, в том числе занятости кресел до рекордных 87,6% по итогам девяти месяцев 2023 года, определил улучшение операционной прибыли и финансового результата.
При этом на финансовый результат значительное влияние оказывают изменение курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств. Курсовая "бумажная" переоценка только по арендным обязательствам за девять месяцев 2023 года составила 162 002 млн руб., из которой на третий квартал 2023 года пришлось 59 606 млн руб. Эта переоценка не приводит к оттоку денежных средств из компании и относится преимущественно к долгосрочным валютным обязательствам, которые компания в рамках сделок страхового урегулирования продолжает конвертировать в рублевые. Курсовые переоценки были частично компенсированы положительным нетто-эффектом от сделок страхового урегулирования, который отражен в показателях третьего квартала 2023 года.
Анализ результатов без учета курсовых переоценок позволяет более точно оценить достижения компании и динамику финансовых показателей в отчетном периоде. Скорректированная на курсовую переоценку чистая прибыль третьего квартала составляет 38 363 млн руб.
Улучшение выручки, рентабельности и скорректированного финансового результата подтверждает устойчивость бизнес-модели Группы "Аэрофлот". Высокий летний сезон внес положительный вклад в наши годовые показатели. В осенне-зимний сезон мы продолжаем работать над улучшением результатов и, несмотря на низкий сезон в отрасли, видим положительные тенденции и высокую востребованность наших услуг пассажирами".
Млн руб. |
3К 2023 |
3К 2022 |
Изм. |
9М 2023 |
9М 2022 |
Изм. |
Выручка |
188 928 |
133 652 |
41,4% |
441 104 |
314 150 |
40,4% |
EBITDA |
108 059 |
65 686 |
64,5% |
174 273 |
127 704 |
36,5% |
Рентабельность EBITDA |
57,2% |
49,1% |
8,1 п.п. |
39,5% |
40,7% |
–1,2 п.п. |
Операционная прибыль |
73 491 |
35 785 |
2,1х |
70 560 |
30 116 |
2,3х |
(Убыток)/прибыль за период |
–9 322 |
–11 765 |
–20,8% |
–111 322 |
61 979 |
– |
Скорректированная прибыль/(убыток) на курсовой эффект* |
38 363 |
25 129 |
– |
18 280 |
–2 056 |
– |
Основные операционные показатели
Показатель |
3К 2023 |
3К 2022 |
Изм. |
9М 2023 |
9М 2022 |
Изм. |
Пассажиропоток, тыс. чел. |
14 894 |
14 080 |
5,8% |
35 821 |
31 264 |
14,6% |
- международные перевозки |
2 759 |
1 394 |
97,9% |
6 874 |
3 842 |
78,9% |
- внутренние перевозки |
12 135 |
12 685 |
–4,3% |
28 947 |
27 423 |
5,6% |
Пассажирооборот, млн пкм |
38 990 |
34 748 |
12,2% |
92 438 |
75 177 |
23,0% |
- международные перевозки |
10 216 |
4 356 |
2,3х |
26 788 |
12 643 |
2,1х |
- внутренние перевозки |
28 774 |
30 392 |
–5,3% |
65 651 |
62 534 |
5,0% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм |
43 105 |
38 832 |
11,0% |
105 493 |
89 457 |
17,9% |
- международные перевозки |
11 862 |
4 984 |
2,4х |
32 326 |
16 674 |
93,9% |
- внутренние перевозки |
31 243 |
33 849 |
–7,7% |
73 167 |
72 783 |
0,5% |
Занятость кресел, % |
90,5% |
89,5% |
1,0 п.п. |
87,6% |
84,0% |
3,6 п.п. |
- международные перевозки |
86,1% |
87,4% |
–1,3 п.п. |
82,9% |
75,8% |
7,0 п.п. |
- внутренние перевозки |
92,1% |
89,8% |
2,3 п.п. |
89,7% |
85,9% |
3,8 п.п. |
Млн руб. |
3К 2023 |
3К 2022 |
Изм. |
9М 2023 |
9М 2022 |
Изм. |
Выручка от пассажирских перевозок |
179 076 |
126 780 |
41,2% |
413 461 |
286 268 |
44,4% |
в т.ч. регулярные перевозки |
177 035 |
125 306 |
41,3% |
408 527 |
280 650 |
45,6% |
чартерные перевозки |
2 041 |
1 474 |
38,5% |
4 934 |
5 618 |
–12,2% |
Выручка от грузовых перевозок |
6 058 |
4 426 |
36,9% |
17 049 |
14 008 |
21,7% |
Прочая выручка |
3 794 |
2 446 |
55,1% |
10 594 |
13 874 |
–23,6% |
Выручка итого |
188 928 |
133 652 |
41,4% |
441 104 |
314 150 |
40,4% |
Млн руб. |
3К 2023 |
3К 2022 |
Изм. |
9М 2023 |
9М 2022 |
Изм. |
Амортизация и таможенные пошлины |
34 568 |
29 901 |
15,6% |
103 713 |
97 588 |
6,3% |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров |
34 062 |
24 833 |
37,2% |
82 715 |
61 606 |
34,3% |
Расходы на оплату труда |
19 357 |
18 266 |
6,0% |
55 554 |
54 755 |
1,5% |
Техническое обслуживание воздушных судов |
7 137 |
3 021 |
2,4х |
15 577 |
9 897 |
57,4% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы |
2 894 |
2 982 |
–3,0% |
8 682 |
9 552 |
–9,1% |
Прочие доходы, нетто |
–48 218 |
–37 358 |
29,1% |
–51 381 |
–73 707 |
–30,3% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива |
49 800 |
41 645 |
19,6% |
214 860 |
159 691 |
34,5% |
Расходы на авиационное топливо |
65 637 |
56 222 |
16,7% |
155 684 |
124 343 |
25,2% |
Операционные расходы итого |
115 437 |
97 867 |
18,0% |
370 544 |
284 034 |
30,5% |
Операционные расходы за исключением расходов на авиационное топливо увеличились на 34,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 214 860 млн руб.
Млн руб. |
3К 2023 |
3К 2022 |
Изм. |
9М 2023 |
9М 2022 |
Изм. |
Операционная прибыль |
73 491 |
35 785 |
2,1х |
70 560 |
30 116 |
2,3х |
Финансовые доходы |
4 246 |
9 265 |
–54,2% |
11 297 |
220 914 |
–94,9% |
Финансовые расходы |
–84 962 |
–57 617 |
47,5% |
–217 930 |
–47 944 |
4,5х |
Реализация результата хеджирования |
– |
– |
– |
– |
–123 570 |
– |
Прочее |
–221 |
18 |
– |
247 |
–389 |
– |
Млн руб. |
30.09.2023 |
31.12.2022 |
Изменение |
Кредиты и займы** |
114 106 |
114 448 |
–0,3% |
Обязательства по аренде |
649 032 |
496 471 |
30,7% |
Пенсионные обязательства |
584 |
647 |
–9,7% |
Общий долг |
763 722 |
611 566 |
24,9% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции |
139 786 |
107 968 |
29,5% |
Чистый долг |
623 936 |
503 598 |
23,9% |
Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился по сравнению с 31 декабря 2022 года на 29,5%, до 139 786 млн руб.
Таким образом, на 30 сентября 2023 года чистый долг составил 623 936 млн руб., что на 23,9% выше показателя на 31 декабря 2022 года.
* Чистая прибыль/(убыток), скорректированная на курсовой эффект за вычетом отложенных налогов.
** В апреле 2023 года ПАО "Аэрофлот" была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.