Frequentflyers
6 августа 2024, 10:24
Airbus A380 могут снова начать производить
Правда, мы догадываемся, как делают такие сенсации: скорее всего, журналист спросил что-то типа: "А не собираетесь ли вы возобновить производство?", а директор в соответствии с политикой компании никогда не должен говорить "никогда". Ведь ничего в этом мире нельзя исключать, вдруг через несколько лет рынок авиаперевозок изменится настолько, что суперлайнер опять будет востребован?
Но пока к заголовку нужно относиться по принципу "могут начать, а могут не начать". Последний борт поставили заказчику в 2021 году, причем о сворачивании программы сообщили еще до пандемии, в 2019-м. Тогда это было связано с переориентацией ключевого заказчика, авиакомпании Emirates, на более мелкие машины: A350 и A330neo.
Программа A380 стала убыточной для Airbus; корпорация ранее заявляла, что для ее окупаемости нужно было продать не менее 420 самолетов, однако построен был 251. Первые машины начали летать на пассажирских рейсах с 2007 года.
Во время пандемии A380 начали активно выводить из эксплуатации из-за худшей экономической эффективности этих машин по сравнению с современными двухдвигательными: какой-нибудь Boeing 777 вмещает почти столько же пассажиров, однако меньше весит, потребляет на 20-25% меньше топлива и может обслуживаться в большем количестве аэропортов мира.
Двухдвигательный A380 тоже рассматривался как вариант модернизации и даже был запатентован в качестве концепции в 2015 году, но рынок изменился: авиакомпании делают ставку на прямые рейсы между двумя городами (и тут вот вам, пожалуйста – есть A321XLR), а для хабов - на несколько трансферных волн, чтобы пересадки были короткими. То есть, вместо одного большого самолета лучше отправить два, а то и три, менее вместительных.
Единственное преимущество A380 получал в сверхзагруженных хабах типа какого-нибудь Хитроу с огромным дефицитом слотов – тут большой самолет мог перевезти больше пассажиров, заняв меньшее количество слотов. Но поскольку хабовая модель уступает место прямым перевозкам на небольших, но дальнобойных самолетах, у A380 нет шансов.
Неудачной оказалась и идея выпустить грузовую версию A380: 27 машин было заказано, но так и не построено. Двухпалубный самолет слишком неудобен для погрузки и разгрузки через боковые люки, ведь кабина-то на нижней палубе и подъемный нос не сделаешь. Да еще и имеет ограничения по весу груза, перевозимого на верхней палубе, а однообъемный фюзеляж сделать нельзя, поскольку пол – часть силовой структуры. При этом A380F заметно проигрывал бы грузовым Boeing 747: грузоподъемность получалась больше всего на 12 тонн, а пустой самолет был бы на 86 тонн тяжелее – то есть, себестоимость тонно-километра существенно выше.
Ну и, наконец, последняя заклепка в крышку гроба A380: цех окончательной сборки демонтирован – там теперь собирают A321XLR, так что если кто-то вдруг захочет возобновить производство, то это будет просто негде сделать. Однако пока 145 самолетов летают в 10 мировых авиакомпаниях: если вы любите A380, то у вас еще много возможностей на них полетать.
Авторские права на данный материал принадлежат «Frequentflyers». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Правительство региона планирует оспорить снос нового терминала аэропорта Иркутска
Ноябрь 26, 2024
УФАС обязало оператора пересмотреть условия автопарковки в аэропорту "Толмачево"
Ноябрь 26, 2024
Обучение специалистов БАС в Москве