О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Американские ВВС получат "сырые" истребители

Пентагон возобновляет приемку дорогостоящих, но ненадежных F-35

Пентагон намерен вернуться к реализации контракта на поставку ВВС США самолетов F-35. В прошлом году процесс оснащения армии продвинутыми истребителями американского производства был заморожен - из-за проблем с программным обеспечением (ПО) и другими элементами оборудования. Однако сейчас военное ведомство США решило, что больше не может ждать: простой машин в ангарах стоит слишком дорого. Программа F-35 и без того стала самой объемной по затратам в истории американской авиационной промышленности. Впрочем, эксперты полагают, что на экспорт это не повлияет.

О том, что в этом месяце Пентагон сможет получить партию модернизированных самолетов F-35, сообщило агентство Bloomberg. Официальные лица решили, что военное ведомство США больше не может ждать завершения подготовки последней версии самолета, учитывая, что на взлетно-посадочной полосе производителя, компании Lockheed в штате Техас, скапливаются десятки неиспользуемых машин, которые могут пострадать из-за погодных условий, а пилоты так и не получили возможность тренироваться на этих самолетах. Поставка F-35 для ВВС США была заморожена в прошлом году, однако исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант Майкл Шмидт, как сообщается, смог пролоббировать реализацию документа.

Тем не менее ожидается, что долгожданная партия истребителей пятого поколения поступит на вооружение ВВС с усеченной версией ПО и другими недочетами. Это соответствует тому плану, который Шмидт изложил, выступая в этом году перед конгрессменами. Исполнительный директор программы F-35 тогда проинформировал, что обдумывает оптимизированный подход к началу поставок продвинутых истребителей для американской армии, который будет предполагать передачу самолетов с оборудованием и ПО, не отвечающими всем требованиям ведения боевых действий, однако с возможностью использования в тренировочном процессе. Модернизировать их можно впоследствии, убеждал Шмидт членов Конгресса.

Это не отменяет того, что у F-35 комплексные проблемы с качеством, которые приводят к громким катастрофам. В апреле этого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что боеготовность американских истребителей пятого поколения не дотягивает до нужного уровня. Так, во время слушаний в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей министр заметил, что только 55% машин находятся в состоянии оперативной готовности. В том же месяце Счетная палата США (GAO) выпустила доклад, который свидетельствовал: самолеты F-35 не достигают целей по производительности. Поставленные боевые задачи полностью способны выполнять менее 30% машин F-35, обращали внимание специалисты GAO.

Cтоимость жизненного цикла всех самолетов растет, и в этом году превысит 2 трлн долл. Расходы на содержание F-35 и без того подскочили с примерно 1,1 трлн долл. в 2018 году до примерно 1,58 трлн долл. в 2023-м.

"Один F-35 стоит более 100 млн долл., - написала на днях в своем микроблоге член Палаты представителей от Демократической партии Ильхан Омар. - За такие деньги мы могли бы прокормить 35 млн детей. Представьте себе, если бы мы сократили раздутый бюджет Пентагона и инвестировали в питание и заботу о детях в нашей стране". "Когда военные покупают неисправные самолеты, которые они не могут даже отремонтировать, это пустая трата денег наших налогоплательщиков", - заявила, в свою очередь, конгрессвумен Кэти Портер.

Независимая американская организация "Проект по государственному надзору", которая отслеживает расходы исполнительной власти, отмечала, что причина дороговизны F-35 - в перенасыщенности оборудованием. "Любой гаджет, прикрепленный к оружию, должен быть где-то произведен, и поэтому появляется новый субподрядчик для всего проекта, - отмечают его аналитики. - Расширение этих субподрядов по территории страны гарантирует определенную поддержку в Конгрессе. Чем больше избирательных округов будет участвовать в процессе, тем больше законодателей будут иметь личную политическую заинтересованность в продолжении программы". Неслучайно, по данным компании Lockheed Martin, производители деталей для истребителя пятого поколения базируются более чем в 40 штатах.

"При всех задержках, проблемах и скандалах, которые возникали и возникают по ходу реализации программы F-35, на данный момент это самый массовый истребитель пятого поколения, выпускаемый в мире, - заявил "НГ" старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин. - По состоянию на начало 2024 года было выпущено и поставлено заказчикам около тысячи F-35 всех вариантов, из которых на поставки для самих США приходилось около 650 самолетов. Еще около 350 машин было поставлено для других стран. При этом объемы как уже твердых заказов, так и предполагаемых закупок намного больше, и, на мой взгляд, вряд ли нынешние задержки отпугнут тут иностранных покупателей".

Как обращает внимание собеседник "НГ", пока что все иностранные заказчики - это преимущественно союзники США по НАТО или ближайшие американские союзники в других регионах, вроде Израиля, Австралии, Японии и др. "Поэтому, закупая F-35, они, с одной стороны, берут лучшее, что может предложить западная авиационная промышленность, а с другой стороны - это еще и политическая демонстрация их верности США", - резюмировал эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка