Независимая газета
16 июля 2024, 10:03
Американские ВВС получат "сырые" истребители
Пентагон возобновляет приемку дорогостоящих, но ненадежных F-35
О том, что в этом месяце Пентагон сможет получить партию модернизированных самолетов F-35, сообщило агентство Bloomberg. Официальные лица решили, что военное ведомство США больше не может ждать завершения подготовки последней версии самолета, учитывая, что на взлетно-посадочной полосе производителя, компании Lockheed в штате Техас, скапливаются десятки неиспользуемых машин, которые могут пострадать из-за погодных условий, а пилоты так и не получили возможность тренироваться на этих самолетах. Поставка F-35 для ВВС США была заморожена в прошлом году, однако исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант Майкл Шмидт, как сообщается, смог пролоббировать реализацию документа.
Тем не менее ожидается, что долгожданная партия истребителей пятого поколения поступит на вооружение ВВС с усеченной версией ПО и другими недочетами. Это соответствует тому плану, который Шмидт изложил, выступая в этом году перед конгрессменами. Исполнительный директор программы F-35 тогда проинформировал, что обдумывает оптимизированный подход к началу поставок продвинутых истребителей для американской армии, который будет предполагать передачу самолетов с оборудованием и ПО, не отвечающими всем требованиям ведения боевых действий, однако с возможностью использования в тренировочном процессе. Модернизировать их можно впоследствии, убеждал Шмидт членов Конгресса.
Это не отменяет того, что у F-35 комплексные проблемы с качеством, которые приводят к громким катастрофам. В апреле этого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что боеготовность американских истребителей пятого поколения не дотягивает до нужного уровня. Так, во время слушаний в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей министр заметил, что только 55% машин находятся в состоянии оперативной готовности. В том же месяце Счетная палата США (GAO) выпустила доклад, который свидетельствовал: самолеты F-35 не достигают целей по производительности. Поставленные боевые задачи полностью способны выполнять менее 30% машин F-35, обращали внимание специалисты GAO.
Cтоимость жизненного цикла всех самолетов растет, и в этом году превысит 2 трлн долл. Расходы на содержание F-35 и без того подскочили с примерно 1,1 трлн долл. в 2018 году до примерно 1,58 трлн долл. в 2023-м.
"Один F-35 стоит более 100 млн долл., - написала на днях в своем микроблоге член Палаты представителей от Демократической партии Ильхан Омар. - За такие деньги мы могли бы прокормить 35 млн детей. Представьте себе, если бы мы сократили раздутый бюджет Пентагона и инвестировали в питание и заботу о детях в нашей стране". "Когда военные покупают неисправные самолеты, которые они не могут даже отремонтировать, это пустая трата денег наших налогоплательщиков", - заявила, в свою очередь, конгрессвумен Кэти Портер.
Независимая американская организация "Проект по государственному надзору", которая отслеживает расходы исполнительной власти, отмечала, что причина дороговизны F-35 - в перенасыщенности оборудованием. "Любой гаджет, прикрепленный к оружию, должен быть где-то произведен, и поэтому появляется новый субподрядчик для всего проекта, - отмечают его аналитики. - Расширение этих субподрядов по территории страны гарантирует определенную поддержку в Конгрессе. Чем больше избирательных округов будет участвовать в процессе, тем больше законодателей будут иметь личную политическую заинтересованность в продолжении программы". Неслучайно, по данным компании Lockheed Martin, производители деталей для истребителя пятого поколения базируются более чем в 40 штатах.
"При всех задержках, проблемах и скандалах, которые возникали и возникают по ходу реализации программы F-35, на данный момент это самый массовый истребитель пятого поколения, выпускаемый в мире, - заявил "НГ" старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин. - По состоянию на начало 2024 года было выпущено и поставлено заказчикам около тысячи F-35 всех вариантов, из которых на поставки для самих США приходилось около 650 самолетов. Еще около 350 машин было поставлено для других стран. При этом объемы как уже твердых заказов, так и предполагаемых закупок намного больше, и, на мой взгляд, вряд ли нынешние задержки отпугнут тут иностранных покупателей".
Как обращает внимание собеседник "НГ", пока что все иностранные заказчики - это преимущественно союзники США по НАТО или ближайшие американские союзники в других регионах, вроде Израиля, Австралии, Японии и др. "Поэтому, закупая F-35, они, с одной стороны, берут лучшее, что может предложить западная авиационная промышленность, а с другой стороны - это еще и политическая демонстрация их верности США", - резюмировал эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси