Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"
15 марта 2024, 13:34
Андрей Яблоков: Есть ли жизнь после ЭПР?
В рамках ЭПР "Аэрологистика", направленном на интеграцию беспилотных и пилотируемых воздушных судов в общем воздушном пространстве, предполагается проведение экспериментов. Речь идет в том числе и о тестировании полетов тяжелых беспилотных воздушных судов (БВС), которые могут выполнять сложные и длительные миссии. Это особенно актуально для развития аэрологистики, рынка логистических услуг с применением БВС и их дальнейшей интеграции в экономику страны.
Заместитель генерального директора НИЦ "Аэроскрипт" Андрей Яблоков рассказал в интервью об особенностях применения тяжелых беспилотников в аэрологистике и как должны трансформироваться требования к полетам после завершения программ ЭПР.
- Какие технологии используются для управления и координации больших тяжелых БВС в цифровой аэрологистике?
- Чтобы сложился пазл новой аэромобильности (а "тяжелая" аэрологистика - это ее составная часть), наряду с разработкой новых БВС, наземной инфраструктуры (дронопорты), связной инфраструктуры и авионики - необходимый элемент - это создание автоматизированных цифровых платформ для эффективного и безопасного обеспечения полетов большого количества БВС.
Изначально цифровые платформы были ориентированы на сокращение времени получения разрешения на выполнение полета как основного барьера. А сейчас упор в разработке делается на сервисы, оказываемые в процессе полета и после полета. Это сервисы: оценка рисков операций, ситуационная осведомленность (информация об окружающем трафике в зоне полета), тактический деконфликтинг и др.
- Какие виды грузов могут быть эффективно доставлены с помощью больших тяжелых БВС в рамках цифровой аэрологистики?
- С учетом того, что пионерами "тяжелой" аэрологистики в России стали "Почта России" и "Газпромнефть Снабжение", то неудивительно, что на БВС сразу стали перевозить широкий спектр грузов: пробы нефти, медикаменты, бытовые предметы, электроприборы и др.
- Расскажите, пожалуйста, о преимуществах, предоставляемых цифровой аэрологистикой с применением больших тяжелых БВС, по сравнению с традиционными методами доставки?
- Ключевые заказчики аэродоставки называют три основные существующие проблемы логистики, которые мотивируют их внедрять беспилотную авиацию:
- Высокая удельная стоимость пилотируемой авиации;
- Длительность и трудоемкость возведения транспортной инфраструктуры;
- Изменение парадигм развития производственных стратегий.
По их данным, использование беспилотников уже позволило снизить себестоимость доставки грузов в некоторых регионах на 20%.
Второй и третий пункт очень интересны. Типична ситуация, когда на каком-то отдаленном объекте ведутся исследовательские работы и оценка-анализ, возможно ли там, например, извлечение нефти. И на этом этапе есть потребность в интенсивной логистике. Нужно строить дороги, инфраструктуры для пилотируемой авиации. А потом оказывается, что нефть на объекте трудно извлечь и проект лучше заморозить. На время или навсегда. И беспилотная аэрологистика позволяет корпорациям быть более гибкими в таких ситуациях.
- Какие перспективы развития вы видите для цифровой аэрологистики с применением больших тяжелых БВС?
- Мы считаем, что с 2035 г. за пилотируемой авиацией останется только перевозка людей. Все остальные задачи будут выполнять беспилотники.
- С какими вызовами и препятствиями может столкнуться отрасль при внедрении цифровой аэрологистики с использованием больших тяжелых БВС?
- В России уже запущено множество ЭПР. Они функционируют в четырех регионах Крайнего Севера, в Самарской и Томской областях, в Башкирии, а также на территориях двух посадочных площадок в Тверской и Московской областях.
Для коммерческой эксплуатации тяжелых БВС требуется ЭПР, снимающий вопросы сертификации типа БВС, сертификации эксплуатанта, обучения внешнего пилота.
Остается открытым вопрос: а что будет через три года, после завершения ЭПР?
Для того, чтобы полеты тяжелых БВС продолжались и после ЭПР, необходимо определить требования к технологиям связи, навигации, наблюдения, контроля и управления, предупреждения конфликтов в воздухе, требования по безопасности и др., для разных условий применения (например, высокие, низкие, средние риски).
Аналогично стоит вопрос и для проектов аэрологистики небольших грузов в городских условиях. Должен быть решен вопрос по требуемым технологиям для обеспечения полетов БВС массой менее 30 кг.
Авторские права на данный материал принадлежат «Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы