О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Анти-дрон: Шереметьево прикроет небо "Енотом"

Уникальная система борьбы с беспилотниками защитит более 30 российских аэропортов

В последнее время беспилотные летательные аппараты начали использовать не только над полем боя - для разведки или ударов с воздуха, но и для нанесения ущерба авиационным полетам.

Понятно, что это создает огромные риски как для авиасообщения, так и для инфраструктуры. Понятно также, что технически дроны будут совершенствоваться, а значит, опасность неминуемо возрастет.

Помимо физического повреждения корпуса самолета существует угроза затягивания БПЛА в турбину двигателя. Ведь во время взлета двигатели лайнеров работают на предельной мощности, турбины вращаются очень быстро. Если БПЛА в этот момент попадет в мотор, то будут нанесены непоправимые повреждения. Двигатель может полностью выйти из строя.

Чтобы защититься от БПЛА, российские аэропорты начали устанавливать свои анти -БПЛА системы. В аэропорту Шереметьево это уже сделали.

В международном аэропорту Южно-Сахалинска имени Чехова внедряют аппаратно-программный комплекс обнаружения и противодействия беспилотным летательным аппаратам. Соответствующий тендер был опубликован на сайте госзакупок 7 июня 2024 г. На внедрение антидрон-системы аэропорт выделил 294,6 млн руб.

В техническом задании указано, что для Южно-Сахалинского аэропорта будут закупать радиолокационные станции "Енот" и комплекс противодействия беспилотным воздушным судам "Поляна".

Что представляет собой новый анти-БПЛА комплекс и от чего он защищает? С таким вопросом мы обратились к эксперту по авиационной безопасности, подполковнику запаса Юрию Чернышеву.

- Использование БПЛА в аэропортах началось не сегодня. Например, многие блогеры хотят при помощи своих беспилотников сделать красивые снимки. А иногда полету может помешать и птица. Сейчас 31 российский аэропорт планирует установить такие анти-БПЛА системы.

В Шереметьево, кстати, установлен только "пилотный" проект. Система представляет собой радиолокационную станцию, которая помогает идентифицировать БПЛА. "Енот" способен отличить беспилотник от птицы или иного объекта. На нем установлено несколько передатчиков, которые позволяют подавать сигналы, с которыми общается беспилотник".

- Его сигналы в комплексе вычисляют местоположение БПЛА и отслеживают его движение по маршруту. При этом сигнал управления позволяет даже общаться с БПЛА, и по полученным данным мы его контролируем. Комплекс работает в автоматическом режиме, но также может быть использован с участием оператора вручную.

"СП": А как предотвратить попытку проникновения БПЛА на аэродром?

- Для этого достаточно, чтобы система анти-БПЛА заглушила сигнал, БПЛА изменит маршрут. А если сигнал пропадает - происходит либо посадка беспилотника, либо его возврат в исходную точку.

"СП": Можно ли наш анти-БПЛА комплекс использовать для защиты каких-то других объектов, кроме аэропортов? Ведь атаке подвергаются и мирные кварталы, и НПЗ…

- Мы не ограничиваем применение анти-БПЛА комплекса. Он может применяться и для защиты объектов ТЭК, но там есть и своя структура противодействия.

"СП": Сейчас много говорится об уникальности нашего анти-БПЛА "Енота". Но ведь можно создать помехи, которые помешают его работе?

- Помимо возможности влияния на сигналы ГЛОНАСС/ GPS, "глушилки" формируют сигналы подавления радиоканала в довольно широком диапазоне частот. Однако наш анти-БПЛА комплекс может воздействовать и на ГЛОНАСС, и на сигнал контроля управления.

"СП": Кто сейчас пользуется "Енотом", кроме аэропортов?

- Подчеркну: "Енотом" может воспользоваться не любая структура. Полномочия по борьбе с БПЛА предоставлены только силовым структурам и частным охранным предприятиям, а также подразделениям транспортной безопасности. Существует даже отдельный закон, который ограничивает в использовании анти-БПЛА комплексов.

"Енот", конечно, не единственный комплекс, который прикрывает наше небо от атак БПЛА на гражданские объекты. Есть и другие. Вопрос в цене и в эффективности защиты.

"СП": Понятно, что антидроновая защита - это очень дорого. Но, с другой стороны, большой бизнес мог бы найти средства для защиты, например, нефтяных и металлургических гигантов? Ну, а если это покажется накладно, не проще ли те же самые металлургические заводы защищать антидроновыми ружьями?

- Сами заводы не вправе этим заниматься, эта функция может быть возложена только на частные охранные предприятия. Антидроновые ружья использовать, конечно, можно, это разумная идея, хотя тоже не дешевая. Но антидроновые ружья можно применять только в случае обнаружения БПЛА. А как его обнаружить? Глазами? Но это слишком поздно для его уничтожения.

Если заниматься этим серьезно, надо строить радиолокационные станции, которые будут заранее обнаруживать объект, а уже потом перехватывать его.

Автор: Ирина Мишина
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка