О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадиспетчеров вывели из простоя на фоне восстановления полетов Почему потребовалось отменить ограничения на работу авиаспециалистов

С 20 октября в госкорпорации по организации воздушного движения полностью завершился режим простоя специалистов. Он вводился весной 2022 года на фоне сокращения воздушного трафика

Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) с 20 октября сняла режим простоя на предприятии. Это следует из письма ее гендиректора Дмитрия Бобылева директорам филиалов ФГУП (РБК ознакомился с копией документа). В пресс-службе госкорпорации подтвердили отмену простоя: "В связи с производственной необходимостью на предприятии отменен режим простоя, который действовал в отдельных подразделениях из-за введенных ограничений на использование воздушного пространства в районах ответственности оперативных органов единой системы организации воздушного движения и диспетчерских пунктов аэродромов".

ГК по ОрВД - это провайдер аэронавигационного обслуживания в России. Организовано в форме ФГУП, находится в ведении Росавиации. Госкорпорация была создана в 1996 году для создания аэронавигационной инфраструктуры и обслуживания перелетов. В штат госкорпорации входят авиадиспетчеры, инженеры ЭРТОС (служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи), службы поиска и спасения.

РБК направил запрос в Росавиацию.

Почему вводили простой

В 2022 году из-за ограничения полетов в 11 аэропортах юга и центральной части России, запрета на полеты российских авиакомпаний в Европу, США, Канаду и ряд других стран и в связи с ответным запретом на полеты иностранных авиакомпаний в Россию интенсивность воздушного движения в стране уменьшилась на 13,29%, сообщал бывший глава Росавиации Александр Нерадько. При этом в прошлом году было выполнено более 79,6 тыс. транзитных полетов (без посадки самолета на территории России), что почти на 60% меньше, чем в 2021 году, сообщалось в тех же материалах Росавиации.

На фоне снижения интенсивности полетов последних лет, начиная с пандемии, Госкорпорация по организации воздушного движения фиксирует убытки: если в 2018–2019 годах компания получала прибыль, то в 2020-м чистый убыток составил 28,1 млрд руб., в 2021-м - 17,3 млрд руб., в 2022 году - 25,5 млрд руб. В 2022 году правительство субсидировало работу предприятия на 18 млрд руб. На 2023 год Минтранс запросил еще 10 млрд руб. субсидий, но пока выделено только 5 млрд руб. поддержки.

Летом 2022 года в простое находились до 15 тыс. сотрудников предприятия, рассказывал ранее Сергей Ковалев, президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров (ФПАД). По данным отчетности корпорации, на конец 2022 года в ней работали 27,9 тыс. человек (на 6,7% меньше, чем в 2021 году). "Введенный еще в 2022 году режим простоя частично сняли 8 апреля этого года. Но в простое оставались некоторые подразделения госкорпорации. А сейчас простой снят по всем подразделениям", - подтвердил Ковалев. Сколько именно сотрудников оставалось в простое с весны 2023-го, в госкорпорации не уточняют. При этом там сообщили, что с мая 2022 года по текущий момент численность работников предприятия сократилась на 8%.

Режим простоя стал предметом судебных разбирательств госкорпорации и ФПАД, поскольку профсоюз считает режим простоя избыточным. Но суды, как отмечает Ковалев, не усмотрели нарушений: "Мы пока имеем отказные решения. Видимо, суд на стороне работодателя из-за его аргументов об отсутствии денежных средств на выплату зарплат". Как следует из данных госкорпорации, в 2022 году среднемесячная зарплата сотрудника составила 131,125 тыс. руб., что на 2,6% меньше уровня 2021-го.

Почему отменили простой

Данных об интенсивности полетов в текущем году Росавиация не публиковала. Но российские авиакомпании постепенно наращивают перевозки пассажиров. В январе-августе общий пассажиропоток составил 70,8 млн человек, что на 12% превышает показатель аналогичного периода 2022 года, сообщало агентство. Пассажиропоток крупнейшей группы "Аэрофлот" за девять месяцев вырос почти на 15% в годовом выражении, составив 35,8 млн человек, сообщала компания.

По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, оценить причины снятия режима простоя могут только в самой Росавиации; вероятно, ведомство ориентируется на показатели интенсивности воздушного движения. При этом с 2022 года сократилось и общее количество сотрудников, работающих на предприятии, поэтому нагрузка на оставшихся сотрудников растет и режим простоя постепенно утрачивает свою актуальность, подытожил эксперт.

Количество рейсов группы "Аэрофлот", на которую приходится почти половина рынка пассажирских авиаперевозок (44% перевезенных пассажиров), за январь-сентябрь выросло на 8,7% по сравнению с прошлым годом, до 238,9 тыс. рейсов. Этот показатель почти догнал аналогичный индикатор за 2021 год (остается ниже на 0,96%), но все еще на 30% меньше уровня допандемийного 2019-го, когда группа выполнила 337,4 тыс. рейсов за девять месяцев. Налет часов по парку "Аэрофлота" в этом году вырос на 12,8% к 2022 году и на 11% - к досанкционному 2021 году. Текущий уровень налета отстает от показателя 2019 года на 27%.

Директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова тоже указала на восстановление интенсивности воздушного движения. Данные по коммерческим перевозкам, опубликованные в ЕМИСС (единая межведомственная статистическая система), демонстрируют, что с марта наблюдается устойчивое превышение количества отправлений воздушных судов из российских аэропортов над показателями годовой давности, а общее число отправок по итогам восьми месяцев 2023 года только на 3% ниже аналогичного показателя 2021 года. В прошлом году снижение показателя составило 10%, уточнила Юрова.

По словам главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, за прошедшие два года госкорпорация действительно провела серьезную работу по оптимизации расходов, адаптировалась к новым отраслевым условиям, что также способствовало отмене простоя. Растет и интенсивность полетов на ряде направлений, а также иностранные авиакомпании из Китая и арабских стран продолжают выполнять транзитные рейсы через наше пространство, что приносит доход ГК. Кроме этого, продолжает эксперт, диспетчеры - это высокообразованный персонал, и работодатель заинтересован в поддержании их квалификации.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка