О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаперелеты становятся роскошью

Что происходит с ценами на билеты в России и сколько стоит улететь из Томска?

Стоимость авиабилетов в России бьет рекорды. Цены на перелеты в экономклассе из Томска за год выросли на 28,45%, а за два года рост составил 73,49%. Депутаты попросили ФАС проверить скачок цен на билеты. В Госдуме начали замечать, что авиасообщение с каждым годом "становится все более недоступным для россиян".

Обратимся к официальной статистике. Росстат использует показатель "Полет в салоне экономического класса самолета в расчете на 1000 км пути". Он рассчитывается на основе данных из 282 российских городов. Две трети рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен, - это перелеты в Москву. В случае если нет рейсов в столицу, регистраторы фиксируют цены на прямые перелеты в крупные российские города на регулярных рейсах, отмечает РБК.

Средняя цена на авиабилеты рассчитывается на основании алгоритма: в выборку попадают билеты минимум на три-пять рейсов, которые рассчитаны на вылет через 15 дней, десять дней и три дня, чтобы учесть ценовые изменения, связанные со сроком полета.

В марте (последние доступные данные) средняя стоимость авиабилета с вылетом из Томска (по всем направлениям) выросла на 28,45% по отношению к марту прошлого года: с 6 521 до 8 376 рублей за перелет в эконом-классе в расчете на тысячу километров полета. С января рост составил 12,49% (было 7 446 рублей).

За два года стоимость полета выросла на 73,49%. В марте 2022-го средняя цена экономкласса из Томска была 4 828 рублей за перелет в расчете на тысячу километров пути.

Средняя цена на авиабилет из Томска в первом квартале 2022 года была 4 590 рублей за перелет в экономклассе в расчете на тысячу километров полета. В первом квартале 2023-го она составляла 5 695 рублей, а в первом квартале текущего года - уже 7 946 рублей.

Жителям небольших городов Сибири зачастую приходится ехать в ближайший миллионник, чтобы долететь в другой регион страны. Аэропорт Толмачево популярен у томичей, поскольку география полетов из Новосибирска намного шире, чем из Томска. Средняя стоимость полета в экономклассе из соседнего города ниже, однако и она существенно выросла за последние два года.

В марте 2024 года средняя цена на авиа-билет из Новосибирска выросла на 53,35% по отношению к марту 2023-го - с 3 638 до 5 579 рублей за перелет в экономклассе в расчете на тысячу километров пути. С января рост составил 12,49% (было 4 868 рублей).

За два года стоимость полета выросла на 71,08%. В марте 2022-го средняя цена экономкласса из Новосибирска была 3 261 рубль.

В целом по России полет в салоне экономического класса за год (с марта 2023-го по март 2024-го) подорожал в среднем на 22,58%: с 5 992 до 7 345 рублей (за тысячу километров пути).

За два года средняя стоимость авиабилета в России выросла в цене на 42,15% (было 5 167 рублей).

Скачок цен в пределах двух первых месяцев 2024 года оказался рекордным как минимум с 2008-го, сообщал ранее РБК. Месячная динамика средних цен в феврале (по сравнению с январем) показала рост на 12,7%. В феврале 2023 года авиабилеты подорожали к январю того же года лишь на 6,2%, в 2022-м - на 2,5%, в 2021-м - на 7,6%, а в предыдущие годы они росли в пределах 1–2%.

Что влияет на стоимость авиабилетов? Цена на авиабилет формируется из различных компонентов, включая стоимость топлива, аэропортовых сборов, обслуживания пассажиров, амортизации самолетов, страховки, налогов, а также маркетинговых и административных издержек, рассказал vtomske.ru директор по развитию сервиса по поиску и продаже авиабилетов Superkassa Дмитрий Дроевский.

- Факторы, влияющие на рост стоимости авиабилетов за последний год-два, включают увеличение стоимости топлива, рост аэропортовых сборов, инфляцию, изменения в спросе и предложении на рынке авиаперевозок, а также внешние экономические факторы, - пояснил эксперт.

Представитель авиакомпании Smartavia сказал РБК, что у каждой авиакомпании своя динамика роста цен. Помимо роста издержек самих перевозчиков (фактического роста валютной составляющей, аэропортовых расходов, стоимости ГСМ и тому подобное) на ценообразование влияют и суммы субсидий, изменения в маршрутной сети, самолетный парк авиакомпании и его доступность в тот или иной период года.

Почему произошел резкий рост цен в 2024 году?

Подорожание перелетов связано с тем, что в первом квартале 2023 года перевозчики еще осваивали субсидии из расчета 1,1 рубля на пассажиро-километр на внутренних линиях. Сейчас таких субсидий нет. Среди факторов роста цен на перелеты он также называет инфляцию и рост стоимости керосина.

- Скачок цен на авиабилеты в начале 2024 года произошел из-за отсутствия прежнего объема государственных субсидий, что привело к росту цен на авиабилеты, особенно в экономклассе. Прогнозы по ценам на авиабилеты в течение оставшихся месяцев 2024 года могут включать дальнейший рост цен из-за увеличения операционных издержек авиакомпаний, включая стоимость топлива и обслуживания, а также влияние внешних факторов, таких как экономическая ситуация и спрос, - говорят эксперты.

В федеральном бюджете на 2024 год на основные программы субсидирования авиа-перевозок заложено около 27 миллиардов рублей. В 2022 году, на фоне введения антироссийских санкций, власти выделяли гражданской авиации 172 миллиарда рублей, из которых 100 миллиардов - на субсидирование внутренних перевозок. То есть государственные субсидии на авиабилеты за последнее время сильно сократились.

Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что главная причина увеличения стоимости - сокращение международных рейсов, с которых отечественные авиакомпании раньше зарабатывали основную прибыль. По словам эксперта, если раньше авиакомпании могли держать относительно недорогие цены на внутренние рейсы и получать прибыль, то сейчас такой возможности уже нет.

Еще одна причина роста стоимости билетов - удорожание обслуживания самолетов. После того как Россия начала военную операцию на Украине, производители авиационной техники Airbus и Boeing запретили поставку в РФ своих самолетов, запчастей к ним, техническое обслуживание. Производители моторов для самолетов уведомили российских перевозчиков о прекращении сотрудничества. Крупнейшие лизинговые компании начали отзывать свои самолеты. Для авиакомпаний стало проблематичным получать запасные части - их приходится заказывать через третьи страны и сторонние фирмы.

13 мая "Коммерсантъ" сообщил, что S7 Technics освоила сложный тип капремонта двигателя CFM56, установленного на наиболее массовых самолетах Airbus A320 и Boeing 737. Эксперты считают, что в силу отсутствия конкуренции у компании есть шанс на заказы от российских перевозчиков.

В марте томский аэропорт имени Камова утвердил весенне-летнее расписание, которое будет действовать до конца октября 2024 года. На тот момент сообщалось, что в течение этого времени рейсы будут выполнять 9 авиакомпаний по 19 направлениям, включая международные.

В данный момент улететь из Томска можно по 18 направлениям, полеты осуществляют 11 авиакомпаний, включая чартерного перевозчика.

Самое массовое направление - Москва, поскольку столичные аэропорты используют как пересадочный пункт. Билеты из Томска в Москву и обратно на середину июля сейчас стоят от 23 тысяч рублей на человека. На осень (ожидаемо) дешевле - 18 тысяч рублей и выше.

Дагестан - одно из самых популярных направлений для отдыха у россиян в последнее время. Улететь в Махачкалу прямым рейсом из Томска в середине июля сегодня стоит 34,7 тысячи рублей на человека, с пересадкой в Москве - 45 тысяч и выше (туда-обратно). В начале года билет до Дагестана и обратно с пересадкой в столице можно было купить за 23 тысячи рублей на человека.

Полет по маршруту Томск - Москва - Минеральные Воды - Москва - Томск в июне сейчас стоит от 40 тысяч рублей на человека (с пересадкой в другом городе). Из Новосибирска есть прямой рейс: в данный момент полета туда-обратно обойдется в 41 тысячу рублей. На конец сентября будет дешевле - 26 тысяч рублей.

В 2022 году полет из Новосибирска в Минеральные Воды и обратно в июне стоил около 20 тысяч рублей на человека.

Долететь до Петербурга и обратно прямым рейсом в середине июля можно за 33,6 тысячи рублей на человека.

Конечно, многие летом полетят на отдых в Сочи. Сейчас купить билет на прямой рейс из Томска (и обратно) можно примерно за 50 тысяч рублей. Примерно столько же будет стоить полет с пересадкой в Москве. На конец сентября - уже чуть подешевле - 41,5 тысячи рублей.

Гораздо дешевле летать в Сочи в декабре - от 21 тысячи рублей. Правда, уже без купального сезона.

В апреле депутаты Госдумы попросили Федеральную антимонопольную службу провести проверку в отношении резкого увеличения стоимости авиабилетов. По словам депутата Яны Лантратовой, авиасообщение с каждым годом становится все более недоступным для россиян:

- Например, билеты на самолет для всей семьи с детьми на летний отдых могут стоить чуть меньше самого отдыха, а то и больше. Поэтому важно, чтобы цена на них была справедливой и обоснованной. Надеюсь, что ФАС установит и назовет причины такого роста стоимости и выяснит его объективность.

Иностранные самолеты Boeing Airbus в парке российских авиакомпаний полностью соответствуют требованиям авиавластей РФ, проблем с обслуживанием нет. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

- Идет постоянная работа в части технического обслуживания. Они соответствуют полностью всем требованиям, которые предъявляются нашими российскими авиационными властями, поэтому относительно ремонта и своевременной замены запчастей все это делается, - сказал он.

В ответ на вопрос о возможности возвращения компаний на российский рынок Мантуров заявил, что "после такого демарша, хлопания дверьми и выхода с (российского) рынка" такого в РФ не допустят.
Авторские права на данный материал принадлежат «Красное знамя». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка