Военное обозрение
21 марта 2024, 07:28
Авиация ВМС НОАК: базовые патрульные и разведывательные самолеты
Разведывательные, патрульные и противолодочные самолеты китайского флота на базе военно-транспортных Y-8 и Y-9
Китайская морская авиация ежедневно совершает патрульно-разведывательные полеты для контроля акватории, прилегающей к материковой части КНР, и наблюдения за спорными островами в Южно-Китайском море. Иногда авиация ВМС НОАК отслеживает американские корабли в Тихом океане на очень значительном удалении от берега. При этом используется дозаправка в воздухе и промежуточные взлетно-посадочные полосы, возведенные на искусственных островах.
В середине 1980-х в КНР не имелось специализированных противолодочных и базовых патрульных самолетов. Для противолодочной обороны и контроля прибрежных вод китайские адмиралы в годы холодной войны применяли гидросамолеты Бе-6 и SH-5, самолеты-разведчики на базе Ту-4, Н-5 (китайская версия Ил-28), Н-6 (копия Ту-16) и Y-8 (копия Ан-12).
Однако полеты этих самолетов носили несистемный эпизодический характер, а радиолокационное оборудование, размещенное на борту, имело ограниченные возможности в части дальности обнаружения и помехозащищенности.
В первой половине 1980-х после нормализации отношений с США Китай приобрел несколько американских радиолокаторов, пригодных для установки на патрульный самолет, созданный на базе военно-транспортного Y-8.
БРЛС AN/APS-504, работавшая в частотном диапазоне 8,9–9,4 ГГц, ранее устанавливалась на американских противолодочных самолетах. Эта станция имела круговой и секторный режим обзора, скорость вращения антенны 12 об./мин. Сканируя пространство в нижней полусфере, можно было обнаруживать крупные надводные цели на дальности 350 км. На тот момент AN/APS-504 уже не являлась последним словом в радиолокации, но ее использование позволило поднять возможности китайской морской патрульной разведывательной авиации на новый уровень.
Патрульный самолет с БРЛС AN/APS-504 известен как Y-8Х. Первая машина этого типа приступила к выполнению патрульных полетов в 1986 году.
Задняя рампа переделанного транспортника была наглухо зашита, а внутреннее пространство поделили на несколько отсеков для операторов и электронного оборудования.
Помимо радиолокатора AN/APS-504, на борту Y-8Х имелись станции радиотехнической разведки и РЭБ, фотокамеры, инфракрасные датчики, магнитометр, приемник сигналов гидроакустических буев, усовершенствованные средства связи и навигационная система Omega. Значительная часть сложного бортового радиоэлектронного оборудования для Y-8Х была изготовлена в Европе и США.
После событий на площади Тяньаньмэнь военно-техническое сотрудничество с западными странами прекратилось, и исчезла возможность получать запасные части к импортному БРЭО. В связи с этим в начале XXI века американские станции AN/APS-504, которые к тому моменту изрядно устарели и были изношены, с самолетов демонтировали. Вместо иностранной электроники самолеты Y-8Х оснастили аппаратурой китайского производства.
Известна модификация модернизированного патрульного самолета с БРЛС бокового обзора и антенной спутниковой связи, размещенной рядом с хвостовым оперением. Еще две машины переоборудовали для ведения радиотехнической и фоторазведки, а один самолет оснастили новым радаром кругового обзора морской поверхности.
Помимо американских станций AN/APS-504, на шесть переделанных китайских транспортных самолетов устанавливали британские радары Skymaster, произведенные фирмой Racal Electronics и нелегально поставленные в обход санкций.
Радиолокатор, получивший китайское обозначение Тype 515, сопряженный с вычислительным комплексом и аппаратурой визуализации информации, способен контролировать морскую акваторию в радиусе 250 км. На дальности до 90 км радар может обнаруживать перископы подводных лодок. Маловысотные воздушные цели с ЭПР 5 м² обнаруживаются на дистанции 110 км. Обеспечивается контроль за 32 надводными целями. Также имеется возможность видеть летательные аппараты, которые находятся на одной высоте или ниже.
Патрульные самолеты, известные как Y-8J, легко опознать по характерной "бороде" с обтекателем антенны в нижней носовой части. Для питания весьма энергоемкой аппаратуры и оборудования в хвостовой части самолета на месте кабины стрелка задней оборонительной установки смонтировали дополнительный турбогенератор.
Китайские представители заявляли, что Y-8J предназначены "для борьбы с контрабандистами" и "исследования Мирового океана".
Помимо радара, самолет также оснастили аэрофотокамерами, дополнительными узлами подвески бомб и буев, а также топливными баками большей емкости, что увеличило длительность патрулирования до 11 часов. Крейсерская скорость составляет 470 км/ч. Максимальная скорость – 660 км/ч. Обслуживанием бортовой аппаратуры занято 3–4 человека. Общая численность экипажа – 7–8 человек.
Эксплуатация первого патрульно-противолодочного самолета Y-8J началась в 2000 году. В 2016 году их начали модернизировать. Доработанные самолеты перекрасили в цвет, затрудняющий их обнаружение на фоне морской поверхности.
После модернизации на борту появились средства отображения информации, вместо мониторов с ЭЛТ были установлены цветные ЖК-дисплеи. В состав БРЭО вошли современные станции радиотехнической разведки и новые средства связи.
Основным аэродромом для Y-8Х и Y-8J является авиабаза Лайян в провинции Шаньдун. Но эти дальние разведчики можно также наблюдать и на других авиабазах морской авиации, где они совершают промежуточные посадки.
Несмотря на немногочисленность, патрульные самолеты Y-8Х и Y-8J долго являлись одним из основных инструментов ВМС НОАК, предназначенных для контроля океанских просторов. В прошлом они регулярно вели сопровождение американских АУГ и кораблей японского флота, а также совершали провокационные полеты над спорными Парасельскими островами, островами Спратли и островами Джонгша.
До недавнего времени в китайской морской авиации не имелось специализированного противолодочного самолета берегового базирования, способного сравниться с американским P-3С Orion.
В 2015 году началось серийное строительство базового патрульного самолета Y-8Q (также встречается обозначение KQ-200).
Эта машина, построенная на базе кардинально модернизированного транспортника Y-8F-600 (Y-9), имеет новые экономичные двигатели WJ-6C с шестилопастными винтами. В хвостовой части размещена штанга детектора магнитных аномалий, предназначенного для поиска подводных лодок. На "подбородке" имеется обтекатель поисковой оптоэлектронной системы с тепловизором, камерой высокого разрешения и лазерным дальномером. Самолет оснащен современной аппаратурой РЭБ, радиотехнической разведки и спутниковой связи.
Y-8Q может нести гидроакустические буи, противолодочные торпеды и крылатые противокорабельные ракеты YJ-83K. Дальность полета – около 5 000 км. Практический потолок – 10 400 м. Время патрулирования достигает 10 часов. Максимальная скорость – 680 км/ч. Экипаж – 8 человек.
Первые противолодочные Y-8Q были замечены на авиабазе Датчанг в Шанхае. Сейчас они размещаются еще на трех аэродромах.
По состоянию на сегодняшний день в китайской морской авиации служат как минимум 15 патрульно-противолодочных самолетов Y-8Q.
В 2012 году началась эксплуатация самолета радиоэлектронной разведки Y-9JZ. По мнению американских экспертов, этот самолет предназначен для замены Y-8J.
В строю находится восемь таких машин, регулярно совершающих полеты вблизи воздушного пространства Японии и Тайваня. Также самолеты Y-9JZ неоднократно были замечены над американскими кораблями.
От исходного транспортно-пассажирского Y-9 самолет радиоэлектронной разведки отличается носовым обтекателем БЛС и множеством антенн, расположенных в небольших обтекателях, которые установлены на закрылках крыла, сверху центроплана, на вершине киля и снизу носовой части, а также на самой носовой части и хвостовом обтекателе. По основным летным характеристикам Y-9JZ близок к противолодочному Y-8Q. Экипаж составляет 6–8 человек.
Гидросамолет SH-5
В 1950–1960-е годы Китай получил из СССР два десятка гидросамолетов Бе-6, которые почти три десятка лет патрулировали длинную береговую линию и территориальные воды. Для продления ресурса Бе-6 в КНР капитально ремонтировали, а на части машин поршневые двигатели заменили на турбовинтовые.
Для замены подлежащих списанию Бе-6 в КНР в конце 1970-х в КБ Харбинского авиазавода создали самолет-амфибию SH-5. Официальное принятие этой машины на вооружение произошло в 1986 году.
SH-5 предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, постановки морских мин, нанесения бомбовых ударов по береговым объектам, перевозки личного состава и грузов, ведения поисково-спасательных операций. Самолет может нести свободнопадающие бомбы, торпеды, мины, гидроакустические буи и сбрасываемое спасательное оборудование. Общая полезная нагрузка многоцелевого гидросамолета – до шести тонн.
В носовой части под обтекателем размещена антенна РЛС с Type 698. Этот радар обеспечивает обнаружение перископа подводной лодки на дистанции до 20 км, катер может быть обнаружен на расстоянии около 50 км, дальность обнаружения крупного корабля составляет 100 км. Для поиска подводных лодок в хвостовой части имеется штанга магнитометра.
Гидросамолет с максимальной взлетной массой 45 000 кг оснащен четырьмя ТВД WJ-5A (копия АИ-24) общей мощностью 12 600 л. с. Крейсерская скорость полета – 450 км/ч. Скорость патрулирования – 240 км/ч. Максимальная – 555 км/ч. Потолок – 10 км. Практическая дальность – 4 750 км. Время нахождения в воздухе – более 12 часов. Экипаж – 8 человек.
Китайская морская авиация получила 7 самолетов, которые размещались на базе гидропланов в Циндао. До недавнего времени в строю находилось три SH-5.
В XXI веке патрулирование и поиск вражеских субмарин были возложены на более современные самолеты, базирующиеся на береговых аэродромах, а гидропланы планировалось задействовать для поиска и спасения терпящих бедствие на море. Все оставшиеся SH-5 в ближайшее время планируется списать в связи с выработкой ресурса.
Скоростной реактивный разведчик JZ-8F
Согласно справочным данным, в составе авиации ВМС НОАК имеется четыре разведывательных самолета JZ-8F(J-8FR).
Этот разведчик, созданный на базе перехватчика J-8F, очень похож на него внешне, но сильно отличается составом бортового оборудования и не несет встроенного пушечного вооружения. Малосерийное строительство самолетов JZ-8F велось до 2012 года.
На самолете JZ-8F радар обнаружения воздушных целей Type 1492 заменен отсеком с фото- и телекамерами. Вместо демонтированной 23-мм пушки на борту установлена оптоэлектронная аппаратура с широким полем зрения, способная работать в темное время суток.
Но наиболее заметным нововведением стала подвеска контейнера с РЛС бокового обзора. Радиолокатор с синтезированной апертурой способен вести радиолокационную разведку на дальности более 100 км. Полученная информация в режиме реального времени может передаваться в цифровом виде на корабельные или наземные пункты. Для этого используются защищенный радиоканал, при значительном удалении от потребителей информации для ретрансляции задействуются пилотируемые самолеты или беспилотные аппараты.
Хотя базовая платформа самолета J-8F, являющегося китайским концептуальным аналогом советского перехватчика Су-15, морально устарела, эта машина до сих пор находится на вооружении и оснащается достаточно современным БРЭО, вооружением и двигателями. Истребитель обладает весьма впечатляющей скороподъемностью и разгонными характеристиками. На форсаже тяговооруженность J-8F приближается к единице.
Неплохими скоростными параметрами обладает и разведывательный JZ-8F. На большой высоте его скорость может превышать 2 М. С запасом топлива во внутренних баках радиус действия самолета-разведчика достигает 900 км. Для увеличения продолжительности полета на самолете могут быть использованы 600- и 800-литровые подвесные топливные баки, также имеется аппаратура для дозаправки в воздухе.
Из вооружения самолет сохранил ракеты ближнего боя PL-8. В ряде источников указывается, что вместо РЛС бокового обзора может быть подвешена противорадиолокационная ракета Х-31Р или ее китайский аналог YJ-93.
Хотя в составе китайской флотской авиации имеется несколько типов разведывательных БПЛА среднего и тяжелого класса, полный отказ от разведчиков JZ-8F пока не произошел, что, по-видимому, связано с их способностью развивать высокую скорость полета. Иностранные источники пишут, что реактивные самолеты этого типа регулярно совершают полеты вблизи Тайваня.
Автор: Сергей Линник
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы