О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без собственной авиации не будет самостоятельной Якутии

Снова возникшая неоднозначная ситуация с авиакомпанией "Аэрофлот", которая связана недопущением 16 якутян, заставляет вновь задуматься над происходящим в сфере авиации Якутии.

А для начала хотелось бы рассказать историю, многие дальневосточники о ней хорошо помнят, которая произошла с авиакомпанией "Магаданские авиалинии", ныне – банкротом.

Эта компания была создана в 1994 году и работала вполне успешно. Даже не взирая на сложности 1990-х годов. Оно и понятно – для Магадана (также как и для Якутии) авиация является основным видом транспорта.

В 2006 году у "Магаданских авиалиний" возникли крупные проблемы. Тогда на рейс Магадан-Москва пришла авиакомпания "Аэрофлот", которая резко снизила цены на авиабилеты, то есть по сути стала демпинговать. В итоге местная авиакомпания начала постепенно разваливаться и в конце концов она практически прекратила выполнять полеты. Тогда "Аэрофлот" поднял цены выше тех, что были ранее на этот рейс у "Магаданских авиалиний".

Тогдашний губернатор Магаданской области Николай Дудов обратился за помощью к Якутии. И наша авиакомпания "Якутия" начала выполнять рейсы из Магадана по разным направлениям.

И вот теперь у Магаданской области нет своего перевозчика.

А не так давно я писала в одном из материалов, как в Магадан из Якутска добирался журналист Владимир Ермаков. Сутки в дороге, через Новосибирск и со стоимостью авиаперелета туда и обратно более чем за 60 тысяч рублей. Можно было бы долететь до Хабаровска и оттуда до Магадана. Но на этой линии по непонятной причине летает тот самый "Аэрофлот", а не "Аврора", и стоимость авиаперелета очень высока. То есть вместо того, чтобы летать до Магадана уполномоченной на то и получающей субсидии из федерального бюджета дальневосточной авиакомпании "Аврора", туда летает "Аэрофлот".

Вот такая история с Магаданской областью.

Теперь посмотрим на нашу ситуацию.

К началу 2000-х годов наша авиация находилась в крутом пике, перед персоналом была годовая и больше задолженность по заработной плате, состояние авиапарка удручало, как и положение в финансово-хозяйственной деятельности авиационных компаний тоже. По сути дела они были банкротами. Но остаться без своей авиации для Якутии было немыслимо. Вот и пришлось разгребать все эти авгиевы конюшни новому правительству Якутии под руководством Вячеслава Штырова.

Вот тогда-то и были созданы две авиакомпании: одна – для внутренних перевозок "Полярные авиалинии", другая – для магистральных авиакомпания "Якутия".

Перед авиакомпанией "Якутия" была поставлена задача стать одним из лидеров по пассажиропотоку и по грузоперевозкам в стране. Для нее был разработан специальный план финансового оздоровления, технического перевооружения, оптимизации системы управления. Вице-премьер правительства Якутии Артур Николаевич Алексеев курировал выполнение этого плана. И наша авиакомпания постепенно вошла в десятку лучших в России.

Согласно годовому отчету за 2010 год, авиакомпания уверенно входила в ТОП-15 крупнейших авиапредприятий России. За 2010 год было совершено 13 502 рейса, что на 17,5% больше, чем в 2009 год. И перевезено 903 283 пассажиров, что на 36,5% больше уровня 2009 года. По итогам работы компании была получена прибыль.

И так авиакомпания работала довольно долго. И, наверное, вряд ли тогда кому-то могло прийти в голову, с какими трудностями придется столкнуться авиакомпании в будущем.

Но сегодня хотелось бы не об этом.

История нашей же авиакомпании "Якутия" показывает, что при правильной постановке задачи, при скрупулезном внимании со стороны руководства республики, при грамотном менеджменте у авиакомпании, даже находящейся в непростом положении относительно других авиаперевозчиков, есть все шансы занять свою нишу. Нужно просто поступательно двигаться в этом направлении, и да, в нужный момент помогать авиакомпании – и организационно, и финансово. Но самое главное – нашему главному авиаперевозчику нужно пристальное внимание.

Да, сейчас для всех авиаперевозчиков непростой период, связанный с санкциями в первую очередь. Но даже в этих условиях наша авиакомпания показывает просто удивительные результаты.

Наверное, мало кто знает, но технической службе "Якутии" самой удалось из двух неисправных в виду отсутствия из-за санкций запчастей самолетов Сухой Супреджет-100 собрать один! Авиамашине провели сложную форму технического обслуживания – обеих двигателей, вспомогательной силовой установке. Лайнер под названием "Василий Манчаары" прошел тестовый полет и летает вот уже более года.

Вы только представьте себе уровень технических специалистов авиакомпании, которые, ориентируясь на документацию, шаг за шагом, записывая все ходы согласно инструкции, фактически перебрали и собрали летающий аппарат. Вот эти специалисты, которые на вес золота, они составляют часть технической элиты Якутии. А значит, за них можно и нужно бороться.

Но самое главное – авиакомпании нужны новые самолеты и новые авиалинии. Не знаю, помогает ли в этом авиакомпания "Аврора", который достались 25 процентов плюс одна акция нашей "Якутии". Но нужно двигаться в этом направлении. Однако вместо этого почему-то вот уже год за годом жирный кусок – субсидированные авиарейсы от Якутска до Москвы – достаются авиакомпании "Аэрофлот". Как такое может происходить?

Одним словом, что хочется сказать. Якутии без авиации никак нельзя, такой уж у нас особенный регион. А это значит, что нужно всерьез задуматься над тем, что происходит. Ни в коем разе нельзя допустить, чтобы "Якутии" не стало. Это будет не просто позор для республики, а ситуация с далеко идущими негативными последствиями.

В начале 2000-х годов для стабилизации ситуации в авиации была принята Программа развития воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) на 2002 – 2006 годы, дальше развитие авиации пошло согласно Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года. Вот, может быть, сделать нечто подобное, разработать какие-то действующие документы, чтобы реально и системно дело пошло? А не ограничиваться лишь выделением средств из бюджета.

В противном случае нас ждет судьба Магаданской области. Мы больше не сможем сами диктовать свои условия, опираясь на собственные силы, а будем вынуждены зависеть от внешних сил и обстоятельств. И тогда уже точно не сможем никак и никогда повлиять на ситуацию. А крайними в этой ситуации будут жители Якутии.

Автор: Маргарита НИФОНТОВА
Авторские права на данный материал принадлежат «Aartyk». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка